Даешь молодежь!

Вопрос пополнения кадрового резерва за счет молодых специалистов — один из основных для любой компании, особенно если речь идет о корпорациях, потребности которых, как и требования к качеству образования, существенно больше. Тем более в таких особенных отраслях, как атомная энергетика и машиностроение.

Общий вектор

Основные направления в области привлечения молодых специалистов очевидны: работа с профильными учебными заведениями — в основном высшими, но и средними специальными, системы стажировок, активное участие в днях карьеры и других подобных мероприятиях. При этом акцент в каждом конкретном случае делается на чем-то своем. Мы решили узнать, как обстоят дела в компаниях, входящих в структуру Атомэнергомаша, и поговорить с несколькими молодыми специалистами, ставшими частью АЭМ.

Инструменты привлечения специалистов на предприятия машиностроительного дивизиона в целом не отличаются от политики, принятой в Госкорпорации «Росатом». Поддерживать передачу опыта и развитие новых проектов помогает целая система взаимодействия с абитуриентами и студентами. Многолетняя деятельность направлена на повышение узнаваемости, раннюю профориентацию, организацию целевого обучения и адаптацию молодых специалистов.

Учат в школе

В 2011 году в Госкорпорации стартовал проект «Школа Росатома». Сегодня во всех городах ее присутствия реализуются образовательные программы для школьников и ведется серьезная методическая работа с педагогами. Востребованной оказалась и онлайн «Школа проектов» с самым современным проектным подходом к обучению.

Образовательные мероприятия для школьников проводятся и непосредственно на предприятиях. Так, в Подольске ОКБ «ГИДРОПРЕСС» ежегодно устраивает дни открытых дверей для школьников.

— Организации этого мероприятия мы уделяем особое внимание, поскольку жители Подольска и Подольского района составляют основную часть наших работников, — отметил заместитель генерального директора по персоналу Антон Захаров. — За много лет существования предприятия сформировались целые династии, а с учетом массовой застройки и появления новых жителей города, возможно, вскоре появятся новые поколения гидропрессовцев.

200

школьников стали гостями ЦНИИТМАШ в 2022 году

«Мое знакомство с предприятием произошло во время учебы — часть дисциплин у нас вели действующие сотрудники. На Атоммаше прошли три практики, в том числе преддипломная. Поэтому, когда на Дне карьеры мне предложили пройти здесь стажировку, с радостью согласилась, ведь я уже знала предприятие.
Мне очень повезло с коллективом и наставником. Программу стажировки я освоила за пять месяцев, после чего заняла должность инженера-конструктора третьей категории и сейчас работаю в управлении по развитию трубопроводной арматуры».

Регулярно проводятся мероприятия для профориентации школьников и в ЦНИИТМАШ. Их цель — рассказать о предприятии и заинтересовать работой в атомной энергетике. Участники своими глазами видят, чем занимается современный ученый или инженер, что это интересная и востребованная профессия, без которой невозможно дальнейшее технологическое развитие как промышленности, так и страны в целом. В 2022 году для учащихся старших классов школ города Москвы были организованы три экскурсии по подразделениям института, а для студентов технических вузов (МИСиС, МЭИ и МГТУ им. Н. Э. Баумана) — шесть визитов на производственные площадки предприятия.

Для средних специальных учебных заведений в ЦНИИТМАШ реализуется проект «Воспитай специалиста!». В его рамках проводятся открытые уроки и экскурсии по производственным площадкам ЦНИИТМАШ, а также мастер-классы, на которых учащиеся могут попробовать свои силы в сварке различных изделий.

Свое — значит лучшее

Работа в атомной и машиностроительной отраслях требует достаточно специфических навыков, и чем выше и ответственнее должность, тем больших компетенций и «внутренних» знаний она требует. Поэтому вопрос развития собственных кадров с перспективой продвижения лучших из них — один из первоочередных. Именно на это рассчитана выстроенная работа с ключевыми техническими вузами страны, основной механизм которой — целевое обучение.

Для студентов участие в этом проекте означает отдельный конкурс при поступлении, социальную поддержку на период обучения и трудоустройство после успешного окончания вуза. Для компании — гарантированное появление сотрудника на перспективу, еще до начала работы знакомого с ее спецификой и обладающего заведомо нужными компетенциями. Опираясь на такой стратегический запас, службы персонала могут заранее планировать различные изменения, связанные с продвижением по карьерной лестнице одних сотрудников и плановым уходом на пенсию ветеранов производства. Также на базе Национального исследовательского ядерного университета МИФИ (НИЯУ МИФИ) ежегодно проводятся «Дни карьеры Росатома» — одно из основных мероприятий для привлечения и профориентации молодых специалистов.

Очевидно, что даже самое лучшее образование — лишь необходимый базис, но при этом у каждого из предприятий своя специфика. Помочь выпускнику определиться с выбором и «подстроить» вузовское образование под производственные реалии призвана система производственных стажировок.

«С корпорацией «Росатом» я познакомился, когда проходил учебную практику в МИФИ на Дне карьеры. Меня впечатлило, как специалисты рассказывали о корпорации и о том, почему Росатом — достойное и перспективное место работы. В ОКБ «ГИДРОПРЕСС» работает мой дедушка, который всецело поддерживает мой интерес. Поэтому выбор был очевиден, а уже через полтора месяца после выпуска я был принят в ЗиО-Подольск на должность шеф-инженера третьей категории — специалиста, выполняющего функции надзора и технического руководства при монтаже оборудования на строительной площадке».

42

выпускника с высшим образованием стали сотрудниками АЭМ-технологии за последние три года

От общего к частному

Внутри машиностроительного дивизиона политика по работе с молодыми специалистами выстроена точечно — на уровне предприятий, входящих в состав АЭМ. Так, АЭМ-технологии плотно взаимодействуют с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого и Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом. Ежегодно около 20 выпускников этих вузов пополняют ряды сотрудников компании.

АО «СвердНИИхиммаш» работает с УрФУ им. Первого президента России Б. Н. Ельцина — в университете есть профильная кафедра «Машины и аппараты химпроизводств». После учебы и ознакомительной практики молодые специалисты получают работу на предприятии. Как правило, студенты четвертых курсов трудоустраиваются в институт техниками на неполную рабочую неделю, по договоренности с руководителем конструкторской группы, а бакалавры с дипломом — на полный рабочий день инженерами-конструкторами без категории. Если студент продолжает обучение в магистратуре, он работает по специальному графику.

В ОКБМ Африкантов у системы подготовки научных и инженерных кадров долгая и богатая история. Практику на предприятии проходят студенты опорного вуза Росатома — Института ядерной энергетики и технической физики (ИЯЭиТФ) Нижегородского государственного технического университета (НГТУ) им. Р. Е. Алексеева.

Также на предприятии открыта базовая кафедра НГТУ «Конструирование атомных установок» для подготовки специалистов-атомщиков, зачисление на которую происходит по результатам конкурсного отбора. На кафедре преподают действую­щие специалисты ОКБМ Африкантов и преподаватели выпускающих кафедр ИЯЭиТФ. Лабораторные и практические занятия проводятся на стендовой базе научно-исследовательского испытательного комплекса, в производственных подразделениях предприятия. Темы дипломных проектов назначаются в ОКБМ, исходя из перспективных направлений деятельности организации, и утверждаются в ИЯЭиТФ, а сами работы выполняются студентами в структурных подразделениях предприятия и защищаются в государственной экзаменационной комиссии ОКБМ Африкантов.

Внимание уделяется также представителям рабочих специальностей — на постоянной основе осуществляется работа с Сормовским механическим и Нижегородским авиационным техникумами (с 2023 года), студенты которых проходят на предприятии производственную практику.

«Мое знакомство с предприятием произо­шло во время дипломной практики. После окончания вуза я устроилась на ­СвердНИИхиммаш и быстро влилась в коллектив. На первых этапах у нас была официальная программа адаптации, во ­время которой проходили встречи с рассказами о производстве, его истории и ценностях. Но была и неофициальная программа поддержки — мне очень помогали коллеги и руководство, отвечая на все, иногда даже самые глупые вопросы. Наверное, это и помогло мне быстро адаптироваться и достичь определенных профессиональных высот».

23

молодых специалиста было принято ОКБ «ГИДРОПРЕСС» в 2022 году

В ОКБ «ГИДРОПРЕСС» круг профильных для предприятия вузов определяется спецификой его деятельности и жесткими требованиями к квалификации. Сегодня в перечень учебных заведений входят НИЯУ МИФИ, НИУ МЭИ и МГТУ им. Н. Э. Баумана, с которыми заключены договоры о целевом приеме. Студенты-дипломники работают на предприятии в режиме индивидуального графика, что позволяет соблюдать необходимый баланс между работой и учебой. Особо стоит отметить систему годичной стажировки выпускников вузов. За каждым из молодых специалистов закрепляется наставник, а разработанная модульная программа позволяет ускоренно адаптироваться и включиться в производственный процесс. Итогом становится отчет, по результатам которого принимается решение о дальнейшем использовании приобретенных навыков молодого специалиста для работы на предприятии.

Свой подход и в ЦНИИТМАШ, где от специалистов требуются компетенции в исследовательской деятельности, а значит, необходимы студенты, склонные прежде всего к научной работе. Оценить или развить подобный потенциал удобнее всего через систему стажировок и целевого обучения. В 2021–2022 годах предприятие плотно работало с такими вузами, как Московский Политех, НИТУ МЭИ, МГТУ им. Баумана, МГТУ Станкин и НИТУ МИСиС. Во многих из них открыты базовые кафедры, где преподают действующие сотрудники ЦНИИТМАШ.

Не менее прочные связи с ведущими вузами России установлены и у ЗиО Подольска. Всего предприятие работает более чем с 30 вузами, самые известные из которых НИЯУ МИФИ, РУДН, МГТУ им. Баумана, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова, Национальный исследовательский университет «МЭИ», Ивановский энергетический университет и Костромской государственный университет.

«С самого детства я была нацелена на работу инженера, в чем меня очень поддерживали родители. Для учебы я выбрала Ивановский государственный энергетический университет, факультет энергетики теплотехнологий. На Дне карьеры узнала о заводе в Подольске и проектах, над которыми здесь работают. Во время обучения мы работали на демостендах, нас возили на экскурсии на разные предприятия. Меня это очень заинтересовало, и сразу после окончания вуза я подала документы и устроилась на завод. В настоящее время я не только работаю в отделе технического контроля, но и обучаюсь в Московском энергетическом институте».

Точечный подход

Практика работы со студентами и выпускниками предусматривает также и проведение специализированных мероприятий, направленных на привлечение молодых специалистов. Так, ЗиО-Подольск выступает генеральным партнером Школы тепловой и атомной энергетики — важного научно-практического профориентационного проекта. К обучению в школе приглашаются студенты из разных вузов страны после прохождения конкурсного отбора.

«ОКБМ Африкантов» — ключевой бизнес-партнер НГТУ в реализации федерального проекта «Передовые инженерные школы» — части государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Проект направлен на создание прорывных разработок для атомного машиностроения и систем высокой плотности энергии, а также на подготовку кадров для Росатома с нулевым периодом адаптации на высокотехнологичных предприятиях.

На Атоммаше — филиале АЭМ-технологии — с 2017 года реализуется разработанный специалистами предприятия семимесячный курс «Зеленая трава». На время прохождения практики студенты оформляют свободное посещение вуза, получают индивидуальный план развития и закрепленного за каждым из них наставника из числа сотрудников завода. Лучшие по итогам программы оформляются на работу по третьей категории.

Найти себя в АЭМ

В целом, говоря о работе предприятий машиностроительного дивизиона со студентами и выпускниками, можно увидеть ряд схожих подходов. И это неудивительно — компании существуют в «общем» пространстве, предусматривающем общий корпоративный код и коммуникационное пространство. Особенности, присущие каждому из предприятий, диктуют различия в отдельных алгоритмах работы с молодыми специалистами, что позволяет точечно закрывать вопрос потребностей в специалистах того или иного профиля.

«В отдел нестационарной теплогидравлики АО «ОКБ «ГИДРОПРЕСС» я был принят во время прохождения преддипломной практики, обучаясь в ИАТЭ НИЯУ МИФИ. На мой выбор места практики и дальнейшей работы оказали влияние положительные отзывы преподавателей и сокурсников. Мне очень повезло с коллективом и руководством моего отдела. Они помогли адаптироваться к работе, что позволило достаточно быстро начать развитие в профессиональном плане. В работе приходилось сталкиваться со многими вопросами, однако я всегда знал, что они решаемые. Более опытные коллеги всегда оказывали мне помощь и поддержку. По окончании программы стажировки молодых специалистов я был переведен на должность инженера-конструктора третьей, а затем и второй категории».