Арктическая история
Суровый край вечных льдов, почти постоянной зимы и объект пристального внимания исследователей на протяжении долгого времени. Вот уже несколько веков человечество проникает все глубже и глубже в тайны Арктического региона. Но многого мы до сих пор еще не знаем
До появления атомных ледоколов добраться до Северного полюса было весьма непросто. Не одна экспедиция пыталась это сделать, но суровые климатические условия — сильнейший ветер и экстремально низкие температуры, а также отсутствие ориентиров в бескрайней белой пустыне — зачастую не оставляли шансов смельчакам, рискнувшим бросить вызов арктической природе. Но человек пытался снова и снова, и одними из самых настойчивых были российские исследователи.
Дела давно минувших дней
Из дошедших до наших дней летописей известно, что освоение Арктики началось еще в XI веке, когда некий новгородский посадник Улеб доплыл от Северной Двины к проливу Югорский Шар, разъединяющему материковую часть России и остров Новая Земля. В последующие века попытки проникнуть как можно дальше на север предпринимали легендарные поморы, споры о происхождении которых не утихают до настоящего времени. Но все исследования говорят об одном — кем бы они ни были, мореходов лучше тогда просто не существовало.
В истории Русского Севера немало легендарных имен, известных сегодня почти каждому. Казачьи атаманы Ермак и Семен Дежнев, мангазейский купец Иван Толстоухов, мореплаватели и путешественники Семен Челюскин и Харитон Лаптев, Фердинанд Врангель и Федор Литке, адмирал Колчак и барон Эдуард Толль, выдающийся исследователь Арктики, советский математик и астроном Отто Шмидт и многие другие — каждый из них внес свой вклад в освоение этого региона.
При этом сегодня достоверно известно и о более ранних и неизвестных экспедициях, по всей видимости, сделавших значимые открытия, но не вернувшихся назад. О них мы знаем лишь по археологическим находкам, как, например, на острове Фаддея и на побережье Таймыра, где были найдены российские монеты, предметы декоративно-прикладного искусства и даже маленький солнечный компас и остатки жилищ. Насколько можно предположить, безымянная русская экспедиция смогла обойти современный мыс Челюскин, открыв другую оконечность Евразийского континента. Но кем были эти люди и как сложилась их дальнейшая судьба, а также сколько было подобных экспедиций, скорее всего, уже не узнает никто.
Дело государственной важности
Значение региона — как коммерческое, так и политическое — было неоспоримо, что превратило его исследование в вопрос стратегический. Начавшись с покорения Сибири Ермаком в годы правления Ивана Грозного, затем оно продолжилось в формате научных экспедиций, организуемых как при поддержке «научных меценатов», так и государства. В 1733 году состоялась Великая Северная экспедиция, участниками которой в том числе стали Витус Беринг и братья Лаптевы. Именно им удалось нанести на карты практически все побережье современной России. Не менее важным событием стал разработанный в конце XIX века министром финансов Российской империи Сергеем Витте план по освоению Крайнего Севера. Согласно ему, переселенцы получали льготы и субсидии, освобождались от уплаты налогов и воинской службы.
Планомерное освоение русской Арктики началось в 1882 году с трехгодичной работы в дельте Лены экспедиции под руководством гидрографа Николая Юргенса. За эти годы в устье Лены и на Новой Земле появились первые полярные станции.
Арктический мираж?
Впервые о Земле Санникова как об отдельном массиве суши сообщил в 1810 году купец-зверопромышленник Яков Санников. Опытный полярный путешественник, ранее открывший острова Столбовой и Фаддеевский, предположил существование «обширной земли к северу от острова Котельного». Впрочем, последующие экспедиции не смогли в полной мере доказать ее существование. Современная наука считает, что земля Санникова могла существовать в виде ископаемого льда с нанесенным на его поверхность грунтом. Со временем лед растаял, а остатки грунта образовали подводную банку, носящую сегодня имя Санникова.
«Земля Санникова», киностудия «Мосфильм», 1973 год
В 1900 году, с целью исследовать части Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов и попытаться найти легендарную Землю Санникова, началась Русская полярная экспедиция под руководством Эдуарда Толля. Среди ее участников был и будущий адмирал, а на тот момент 23-летний морской офицер Александр Колчак, совмещавший свои обязанности с деятельностью ученого. Летом 1901 года экипажем шхуны «Заря» был обследован Таймыр, нанесен на карту ряд островов архипелага Норденшёльда и сделан ряд важнейших открытий об особенностях региона. Но главная цель — обнаружение Земли Санникова — так и не была достигнута. Весной 1902 года экспедиция разделилась — Эдуард Толль с тремя сопровождающими отправился на нартах на остров Беннетта. Предполагалось, что «Заря» заберет исследователей уже летом, но сделать это не позволили погодные условия — застряв в торосах, судно получило серьезные повреждения и не смогло продолжить путь. Лишь спустя еще год на поиски барона Толля отправилась спасательная партия под руководством Колчака. Место стоянки и дневники Эдуарда Толля были обнаружены, но что случилось с группой в дальнейшем остается неизвестным до сих пор.
«Неужели мы отдадим последнее поле действия для открытий нашего Севера опять другим народам? Ведь одна из виденных Санниковым земель уже открыта американцем De Long, несчастно погибшим вследствие незнания местных условий в устье Лены. Мы, русские, пользуясь опытом наших предков, уже по географическому положению лучше всех других наций в состоянии организовать экспедиции для открытия архипелага, лежащего на север от наших Новосибирских островов и исполнить их так, чтобы результаты были и счастливы, и плодотворны».
Время новых открытий
XX век стал одним из самых «результативных» в деле освоения арктических просторов. В августе 1912 года из Архангельска вышло судно «Св. Фока» с экспедицией российского полярного исследователя Георгия Седова. Успехом, правда, не увенчались ни первая, ни вторая попытка достичь Северного полюса водным путем, а во время третьей попытки погиб и сам ученый. В 1910–1912 годах гидрографическая экспедиция на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» прошла вдоль арктического побережья от мыса Дежнева до устья Лены, составив детальную карту этих земель.
Последовавшие вскоре Первая мировая и Гражданская войны временно приостановили изучение региона, но уже в середине 1920-х годов в Советском Союзе появляется научно-исследовательский институт изучения Севера, а в середине и второй половине 1930-х годов начинают работу дрейфующая станция «Северный полюс — 1» и высокоширотная воздушная экспедиция «Север-1». Благодаря проведению геологоразведки стало понятно, насколько богато полезными ископаемыми арктическое побережье: в 1931 году было открыто Чибьюское месторождение нефти и газа — первое промышленное на Русском Севере. В довоенный период на карте появляются такие арктические порты, как Певек, Игарка, Диксон, основываются Норильск, Воркута и Нарьян-Мар. В заполярных районах Западной Сибири подтверждаются впечатляющие своими масштабами месторождения нефти и газа.
Великая Отечественная война вновь на время останавливает научные изыскания, но сразу после ее окончания они возобновляются еще в большем масштабе. Для их координации в 1948 году создается Научно-исследовательский институт геологии Арктики, под эгидой которого в последующие десятилетия проводится множество экспедиций и исследований с целью не только получить более широкое представление о регионе, но и открыть новые запасы полезных ископаемых. Как результат, в 60–70-е годы становится известно об Уренгойском, Ямбургском, Бованенковском месторождениях, а в 80-х наличие нефтегазовых запасов подтверждается и на арктическом шельфе.
Появление атомного флота открыло в покорении Арктики новые горизонты. 17 июля 1962 года атомная подводная лодка К-3 («Ленинский комсомол») дважды пересекла точку Северного полюса в подводном положении, а 17 августа 1977 года, впервые в мировой истории, этой точки достигло надводное судно — советский ледокол «Арктика». Спустя 10 лет это достижение повторил экипаж отечественного атомного ледокола «Сибирь». Как итог, к концу 1980-х годов СССР становится мировым лидером в изучении и освоении Арктики и прочно удерживает это неофициальное звание. Однако после его распада финансирование северных регионов резко сокращается, заброшенные объекты инфраструктуры приходят в негодность, а число населенных пунктов в Заполярье снижается почти на треть. Этот период продлится до начала XXI века, когда многие арктические проекты получат новую жизнь, а дальнейшее освоение Крайнего Севера вновь станет одной из стратегических задач России. Особенно в условиях меняющегося климата именно Крайний Север с его разведанными и потенциальными запасами полезных ископаемых — объект пристального внимания многих государств.
Решение российского регулятора — знаковое для мировой атомной отрасли. Получено разрешение на размещение первой современной наземной атомной станции малой мощности в суровых условиях Арктики, и это в очередной раз подтверждает безусловное лидерство российских ядерных технологий. Подготовительные работы в районе поселка Усть-Куйга идут полным ходом. Уже сейчас на площадку завезено более 2000 тонн грузов, работает порядка 80 человек и 38 единиц техники. С каждым днем объемы работ нарастают. Ввод первой в мире наземной АСММ с реакторной установкой РИТМ-200Н мы планируем в 2028 году.
Сегодня Россия — единственная страна, создавшая атомный ледокольный флот — уникальное и ключевое преимущество в Арктике. В 2009 году он был передан Минтрансом в ведение Госкорпорации «Росатом», и с этого момента началась эпоха его возрождения.
«Передан он был не в самом веселом состоянии: убыточное предприятие, технически слабое, которое жило в основном на субсидии государства, — отметил в одном из интервью глава Госкорпорации Алексей Лихачев. — Сегодня же «Атомфлот» — доходное предприятие, крайне авторитетное на Севморпути, получающее новые ледоколы, пользующееся доверием правительства с точки зрения развития нашей активности на СМП».
В настоящий момент в состав атомного ледокольного флота Росатома входят семь действующих атомоходов: «Арктика», «Урал», «Сибирь», «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач», атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», а также пять судов портового флота и суда атомного технологического обслуживания. В стадии строительства еще два универсальных атомных ледокола нового поколения проекта 22220 — «Якутия», «Чукотка», и головной атомный ледокол проекта 10510 «Россия». Также принято решение о строительстве пятого и шестого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220 «Камчатка» и «Сахалин», закладка которых запланирована на 2024 и 2025 год соответственно.
Однако деятельность Госкорпорации в Арктике не ограничивается лишь развитием атомного флота и реализуемыми им задачами. 21 апреля 2023 года АО «Концерн Росэнергоатом» получил лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на размещение Якутской атомной станции малой мощности в Усть-Янском улусе Республики Саха (Якутия). Реализация этого проекта, в основе которого лежит новейшая российская разработка — водо-водяной ядерный реактор РИТМ-200Н, открывает новую главу в освоении Крайнего Севера, а значит, освоение Арктики, еще не открывшей человечеству все свои тайны, продолжается.