Быть, а не казаться
Слет HiPо, с которого началась история STEAM, прошел в 2019 году. С того времени программа превратилась в неотъемлемую часть молодежной стратегии машиностроительного дивизиона. Изменилось многое, но цель — поиск и всесторонняя поддержка амбициозных молодых сотрудников — осталась прежней. Так каким же выдался уходящий, 2022 год для STEAM?
Глобально наполнение программы осталось прежним: мастер-классы, профессиональные встречи, деловые игры, спортивные мероприятия — все то, что помогает выявлять и развивать как профессиональные и лидерские качества, так и способствует совершенствованию навыков работы в команде. В этом и есть главная цель STEAM — создать пространство, мотивирующее к самосовершенствованию, помогающее не просто увидеть, а раздвинуть профессиональные и личностные горизонты развития.

Очно — лучше!
Одним из важнейших итогов 2022 года участники и кураторы программы называют возвращение уже подзабывшегося за время пандемии очного формата. В этом году стимчане стали участниками шести технических туров, в рамках которых они побывали на производственных площадках в разных городах, где увидели работу предприятий машиностроительного дивизиона изнутри, пообщались с их руководством, узнав многое об управлении проектами и производством, профессиональных достижениях лидеров отрасли и получив представление о карьерном треке. А главное, конечно, встретились с такой же активной молодежью, как они сами. Практика показывает, что именно таким образом закладывается основа дальнейших эффективных коммуникаций между предприятиями.

Пусть он в связке с тобой одной…
Wild Camp — не основная, но одновременно наиболее полюбившаяся участникам и показательная часть STEAM. Действительно, где, как не в неформальной обстановке, когда тесно сплетается рабочее и личное, можно лучше узнать человека? Особенность формата — участие топ-менеджеров — позволяет получить ответы практически на любые профессиональные вопросы, услышать личные истории успеха, в том числе карьерные, напрямую предложить свои идеи и озвучить выводы. Одним словом, это не просто приятное времяпрепровождение, но и новые возможности. Вот почему Wild Camp настолько популярны и за участие в них идет нешуточная борьба.

В этом году стимчане покорили три стихии — воду, воздух и землю, приняв участие в парусной регате, преодолев 300 км на велосипедах и совершив восхождение на самый восточный пятитысячник Кавказа — Казбек. При этом, помимо своих непосредственных «походных» обязанностей, каждый из участников выступил перед коллегами с докладом на тему, в которой он считается экспертом. Трудно представить, что в рамках обычной конференции можно было бы обсудить такие далекие друг от друга вопросы, как культура безопасности, гарантии в коммуникациях, межкультурное взаимодействие, правильное питание и многие другие. Wild Camp это позволяет!
— Интересуйтесь, включайтесь в повестку и бизнес-задачи дивизиона. Делитесь знаниями, опытом, взглядами, чтобы вместе реализовывать самые перспективные проекты и кейсы. Принимайте участие в дивизиональных мероприятиях. Узнавая друг друга и погружаясь в особенности работы разных предприятий дивизиона, вы действительно становитесь высокопотенциальной командой, а именно на это ориентирована программа STEAM.

Даешь молодежь!
Главное мероприятие в рамках программы прошло в Сочи, где 12–13 октября в работе Молодежного форума машиностроительного дивизиона участвовали молодые специалисты и эксперты со всех предприятий. Всего 131 сотрудник, в том числе 48 представителей STEAM и 5 участников AtomSkills.
Форум стал отличной возможностью для практики в подготовке презентаций и публичных выступлений. В первый день участники представили результаты своих проектов, над которыми работали в течение года. По итогам обсуждений жюри в составе топ-менеджеров дивизиона выбрало два лучших: «Сокращение времени предъявления продукции и оформления результатов контроля» — АТМ, и «Разработка четких качественных критериев (системы) оценки работы разработчика (инженера-конструктора)» — ЦКБМ.
Второй день был посвящен практической командной работе. Командам было предложено шесть кейсов по бизнес-направлениям АЭМ, для каждого из которых надо было предложить решение. По мнению жюри, а также директора по газнефтехимии Атомэнергомаша Олега Шумакова, отметившего инновационность предложенной идеи, лучше всего с этим справились участники, работавшие над темой «Создание производства многопоточных СВТО для крупнотоннажных заводов СПГ». Не остались без внимания и идеи остальных команд — все гипотезы и предложения были переданы в работу руководителям соответствующих направлений дивизиона.
— Завтрак с руководителем в ЦНИИТМАШ был интересным и в дальнейшем перерос в неформальную дискуссию, где мы получили профессиональные советы и ответы. Впечатлила и экскурсия, особенно люди, любящие свою работу и полностью вовлеченные в процесс. Нам показали и объяснили все до мелочей!
Мальчишкам и девчонкам
Отдельного упоминания заслуживает проект STEAM_KIDS, созданный, чтобы помогать сотрудникам Росатома в таком непростом деле, как воспитание детей. По сути, это своеобразное детско-родительское сообщество, призванное не только закрыть «родительские боли», но и помочь детям с профориентацией и социализацией. В рамках проекта проводятся вебинары на такие непростые темы, как, например, «Роль отца» и «Контроль и забота. Где баланс?». Большим успехом пользуются блоки профориентации, в рамках которых стимчане выступали с рассказами о своих профессиях, подготовленными специально для подрастающего поколения. Анонсы активностей, как и большой объем другой полезной информации, публикуются в регулярно обновляемом канале STEAM_KIDS AEM в Telegram.
— По прогнозу компании Shell, к 2040 году мировой спрос на СПГ удвоится (до 700 млн тонн в год), при этом соотношение трубопроводного газа к СПГ составит 40 к 60. Поэтому импортозамещение в сфере технологий и оборудования, необходимых для производства, транспортировки, хранения и использования СПГ, необходимо для сохранения Россией статуса ключевого игрока. Это амбициозная, сложная задача с учетом отсутствия российских технологий крупнотоннажного сжижения и монополии зарубежных производителей ключевого криогенного оборудования.

От стратегии к действиям
Программа STEAM — ключевой элемент в рамках реализации проекта «HR-видение 2030: стать лучшими в раскрытии потенциала» и достижения одной из основных целей Росатома — устойчивого глобального технологического лидерства. Как неоднократно отмечал генеральный директор компании Алексей Лихачев, помимо «чемпионства» в атомной отрасли, компании необходимо учитывать планирование своего технологического лидерства в технологиях, напрямую не связанных с ядерной энергетикой, но без которых есть риск остаться технологическим придатком, абсолютно зависимым от технологий новых материалов, аддитивных и цифровых технологий. Важным изменением видения — 2030 стало достижение лидерства на глобальном рынке по ряду технологических направлений — войти в пятерку ключевых технологий до 2030 года.
Сегодня, спустя два года после того, как были произнесены эти слова, они обрели еще большее значение, а от достижения декларируемой цели зависит будущее не только Госкорпорации, но и страны в целом.