Точки роста

В 2021 году машиностроительный дивизион Росатома отметил 15-летие. Компания, которая создавалась практически с нуля, сегодня стала крупнейшим энергомашиностроительным холдингом страны. В нынешнем году Атомэнергомаш только укрепил свои позиции. Мы вспоминаем о самых значительных событиях 2021 года в жизни компании, но делаем это, листая подшивку журнала «Вестника АЭМ 2.0»

42%
доля АЭМ в энергетическом машиностроении России

В 2021 году в название «Вестника АЭМ» добавились цифры 2.0. Издание из газеты превратилось в журнал и взяло курс на бренд-­медиа: мы стали рассказывать об атомном машиностроении не только тем, кто работает в отрасли, но и более широкой аудитории. Мы писали о роли наших предприятий в атомном судостроении, о реакторе ВВЭР, энергоблоки с которым сегодня возводятся по всей планете, о цифровой трансформации бизнеса и о многом другом, не менее важном и интересном.

В 2021 году в название «Вестника АЭМ» добавились цифры 2.0. Издание из газеты превратилось в журнал и взяло курс на бренд-­медиа: мы стали рассказывать об атомном машиностроении не только тем, кто работает в отрасли, но и более широкой аудитории. Мы писали о роли наших предприятий в атомном судостроении, о реакторе ВВЭР, энергоблоки с которым сегодня возводятся по всей планете, о цифровой трансформации бизнеса и о многом другом, не менее важном и интересном.

Новый российский ледокол «Арктика», оснащенный реактором РИТМ-200, эксплуатируется с конца 2020 года

Атом для Арктики

Первый номер «Вестника АЭМ 2.0» в новом формате вышел с темой «­Современные и перспективные проекты атомного судостроения России». Это не случайно, ведь АЭМ производит реакторные установки РИТМ-200, которыми оснащаются все новейшие российские ледоколы. Реактор разработало ОКБМ Африкантов, а его производство организовано на заводе «ЗиО-Подольск».

Год назад в эксплуатацию приняли новый российский ледокол — «­Арктика». Он стал самым большим и мощным в мире. А в конце 2021 года на ходовые испытания отправится еще один атомоход, созданный по этому же проекту 22220, — «Сибирь». Оба этих судна оснащены реакторными установками РИТМ-200, которые изготовил «ЗиО-Подольск».

Макет реакторной установки РИТМ-200

Сегодня завод продолжает изготовление четырех судовых реакторов для следующих ледоколов серии 22220 — «Якутии» и «Чукотки», которые будут спущены на воду в будущих годах. В конце 2021 года было подготовлено к отгрузке емкостное оборудование для реактора — это один из ключевых этапов производства.

Почему судостроение, и в частности производство реакторов для ледоколов, — приоритетное направление развития АЭМ? Дело в том, что Россия планирует сделать Северный морской путь круглогодичным, и суда проекта 22220 станут основой отечествен­ного атомного ледокольного флота. По словам полпреда президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, круглогодичная навигация по Севморпути ­на­чнется в 2023–2024 годах.

У РИТМов большой потенциал не только на воде. Специалисты по энергетике предсказывают светлое будущее атомным станциям малой мощности. Уже подписано соглашение с Якутией о строительстве АЭС на 55 МВт, которая обеспечит энергией золоторудное месторождение и ближайшие поселки. В ней, как и в последующих станциях малой мощности, будет использоваться РИТМ-200 в наземной модификации.

Малая атомная энергетика будет прирастать плавучими энергоблоками. В их создании самое активное участие принимает ОКБМ, и нынешний год был успешным: специалисты предприя­тия получили премию Правительства России за разработку ядерной установки КЛТ-40С для плавучего энергоблока «Академик Ломоносов». Сейчас продолжается разработка техничес­кого проекта оптимизированного плавучего энергоблока. Кроме того, АЭМ поставит четыре модернизированных плавэнергоблока для Баимского ГОКа на Чукотке. ОПЭБ и МПЭБ будут оснащены реакторной установкой РИТМ.

Производство главного циркуляционного насосного агрегата (ЦКБМ)
340
тон вес корпуса реактора ВВЭР-ТОИ

Поколение ВВЭР

Второй номер журнала был посвящен флагманскому продукту Росатома — ВВЭР, Атомэнергомаш играет ключевую роль в создании реакторов этого типа.

АЭМ производит самые современные и безопасные реакторы — ВВЭР-1200 и ВВЭР-ТОИ. АЭС, оснащенные ­ВВЭР-1200, сегодня сооружаются за рубежом: в Бангладеш, Турции, Венгрии, Финляндии, Китае, планиру­ется запуск АЭС с таким реактором в Египте. Первые два блока с ВВЭР-ТОИ сооружаются на Курской АЭС-2.

Практически все компании, входящие в АЭМ, так или иначе задействованы в поставке оборудования для энергоблоков с ВВЭР-1200. ОКБМ делает перегрузочные машины, насосные агрегаты аварийного и планового расхолаживания, вентиляционное оборудование. ЗиО-Подольск производит трубопроводы низкого и высокого давления, теплообменники аварийного вывода теплоносителя, подогреватели «чистого» конденсата, конденсаторы, ПНД, ПВД. ААЭМ отвечает за паровые турбины Arabelle, турбогенератор GIGATOP, конденсатор турбины, сепараторы-пароперегреватели, трубопроводы паровой турбины и машинного зала и другое общестанционное оборудование. Проект реакторной установки разработал ­ГИДРОПРЕСС, а ЦНИИТМАШ отве­чает за материаловедческое сопровождение производства.

Производственные мощности Петрозаводскмаша

Значительных результатов в этом году добился ЦКБМ, которое производит главные циркуляционные насосные агрегаты (ГЦНА), а также другие насосы — герметичные, консольные, питательные, аварийные. Предприятие завершило первый этап ресурсных испытаний ГЦНА-1753 нового поколения и подписало договор на поставку насосного оборудования для турбинного отделения АЭС «ПАКШ-2». Компания продолжает совершенствовать стендово-­испытательную базу: изготовлены трубопроводы высокого давления для испытаний питательных насосов зарубежных АЭС.

Для Петрозаводскмаша 2021 год тоже был результативным. Предприятие отгрузило комплект труб ГЦТ для первого энергоблока АЭС «Руппур», начало отгрузку трубных узлов ГЦТ и корпусов ГЦНА для блока 2 АЭС «Аккую» и корпусов ГЦНА для блока 2 АЭС «Руппур». Изготовлено восемь емкостей СПЗАЗ (систем пассивной защиты активной зоны) для Курской АЭС-2, приступили к изготовлению оборудования для атомных станций Китая — АЭС «Тяньвань» (энерго­блоки № 7 и 8) и АЭС «Сюйдапу» (энерго­блоки № 3 и 4).

Но говоря о ВВЭР, отдельного большого рассказа заслуживает Атоммаш. В апреле этого года произошло большое событие: завод отгрузил корпус реактора и парогенераторы ВВЭР-ТОИ для первого блока Курской АЭС-2.

650 дней — именно столько Атоммаш создавал свое крупногабаритное детище. До Курской АЭС оборудование везли по воде — 1500 км от спецпри­чала на Цимлянском водохранилище до Воронежа. Кое-где ради прохода баржи пришлось углублять дно. От Воронежа до Курчатова — еще 300 км дорог.

650 дней — именно столько Атоммаш создавал свое крупногабаритное детище. До Курской АЭС оборудование везли по воде — 1500 км от спецпри­чала на Цимлянском водохранилище до Воронежа. Кое-где ради прохода баржи пришлось углублять дно. От Воронежа до Курчатова — еще 300 км дорог.

Продолжается работа над оборудованием для других зарубежных АЭС. Для третьего энергоблока турецкой станции «Аккую» атоммашевцы изготовили днище реактора, в декабре отгрузили 8 емкостей СПЗАЗ для блоков 1 и 3. Для АЭС «Руппур» состоя­лась отгрузка реакторной установки. В Бангладеш отправились корпус реактора ВВЭР-1200 и комплект парогенераторов. Общий вес отгружаемых изделий составил 1700 тонн, а тому, как везли оборудование, мы посвятили отдельный материал в осеннем номере: по реке Дон его доставили в Ростов, далее через Азовское море и Керченский пролив изделия прошли по Черному морю до Новороссийска. Оттуда оборудование отправилось в Бангладеш. Морской путь составил 14 000 км.

— 2021 год — насыщенный для Атоммаша. Это юбилейный год — завод отмечает 45-летие, и мы гордимся, что используем свою мощь в производстве различного оборудования. На разных этапах изготовления находится шесть корпусов реакторов с ВКУ и 20 парогенераторов. Мы отгрузили оборудование для Курской АЭС-2, для АЭС «Руппур», приступили к заказу для двух АЭС в Китае. Впереди много проектов, и я благодарю всех работников предприятия за вклад в развитие завода. В 45 всё только начинается!

Реактор и четыре парогенератора в Ростове-на-Дону на пути в Бангладеш
850
млрд рублей составляет портфель заказов АЭМ

ПСР и модернизация

Производственная система «­Росатом» была темой летнего выпуска «Вестника АЭМ 2.0». Сегодня в машино­строительном дивизионе шесть предприятий имеют статус лидеров ПСР — это Атоммаш, Петрозаводск­маш, ­ЗиО-­Подольск, ЦКБМ, ОКБМ Африкантов и ГИДРОПРЕСС. С 2008 года на наших предприятиях были внедрены сотни проектов, а количество рассмотренных предложений по улучшениям исчисляется тысячами. В 2021 году на заводах активно продолжалось внедрение ПСР-проектов, модернизируется оборудование.

Например, при изготовлении емкостей СПЗАЗ для АЭС «Аккую» специалисты Атоммаша применили автоматическую сварку и автоматизированную выборку корня сварного шва на всех кольцевых швах. Это позво­лило сократить до 300 нормо-часов на каждом изделии, а сварка замыкающих швов на каждой емкости выполнялась быстрее на 9 суток.

На Петрозаводскмаше в этом году внедрена в серийное производство технология плазменной порошковой наплавки узлов затвора в задвижках клиновых высокого и низкого давления. Кроме того, внедрена технология автоматической наплавки шовной зоны кольцевых швов «труба — труба», «труба — колено» и автоматическая наплавка торцов колен.

Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев и коллектив Атоммаша во время телемоста с В. В. Путиным

У ЦКБМ в 2021 году тоже есть значимое достижение: ПСР-проект начальника заготовительного цеха Владислава Ибрагимова стал лучшим в отрасли. Он направлен на повышение производительности труда и эффективности использования ресурсов.

Продолжается модернизация оборудования. На Петрозаводскмаше пущены в эксплуатацию современный высокопроизводительный горизонталь-расточной станок с ЧПУ, токарно-карусельный станок с ЧПУ, портальный полуавтоматический ленточнопильный станок и современная дробеструйная камера.

На Атоммаше установили вторую стойку на станок ŠKODA. Он выполняет финишную механическую обработку и нарезание резьбы главного разъема корпуса реактора. Его скорость перемещения по осям в 2,5 раза выше, чем на имеющемся оборудовании, а значит время обработки серьезно сократится. На станке установлена современная система ЧПУ, благодаря которой можно растачивать, сверлить, фрезеровать плоские и криволинейные поверхности в двух и трех плоскостях.

Кроме того, на заводе модернизированы сварочные установки и механообрабатывающие центры. Заменена обшивка производственного корпуса № 1. Старые сэндвич-панели были установлены еще в 1982 году и прослужили почти 40 лет. Новые сэндвич-­панели — трехслойные, толщиной 80 мм. Они выполнены из современных энергоэффективных и пожаро­устойчивых материалов.

Атомэнергомаш вносит вклад и в современное искусство
Около
18 000
человек работает в АЭМ

Не атомом единым

Атомэнергомаш развивает новые направления бизнеса, проектируя и изготавливая оборудование для судо­строения, нефтегазовой и химической промышленности, переработки отходов в энергию. Например, по­мимо судовых реакторных установок, АЭМ изготавливает и другое судовое гражданское оборудование: валы, винты, емкости, арматуру, выполняет корпусное литье. В рамках федеральной программы «Чистая страна» предприятия производят оборудование для четырех строящихся под Москвой заводов по переработке отходов в энергию. Таким образом, АЭМ вносит свой вклад в создание нового направления российской промышленности — экологического машиностроения.

Важным событием 2021 года стало завершение строительства первого в Европе стенда для испытаний оборудования для производства СПГ. Активную работу по созданию криогенных электро­насосов для перекачивания сжиженного природного газа ведет ОКБМ Африкантов. За эту работу коллектив конструкторов предприятия стал лауреатом международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие топливно-­энергетической и добывающей отраслей. Создание первых отечественных СПГ насосов позволило снизить зависимость от зарубежных поставок в газовой отрасли и обеспечить локализацию критически важного оборудования.

Стенд для оборудования СПГ в Санкт-Петербурге стал первым подобным комплексом в Европе

Одна из стратегических целей АЭМ — диверсификация бизнеса. Уже сейчас компания занимается разными проектами в большой и малой энергетике, а также рядом проектов, не связанных с атомной тематикой: например по мусоро­сжиганию — эта сфера будет только расти, учитывая зеленую повестку в стране.

— АЭМ сегодня уже не просто крупнейшая компания в энергетическом машиностроении. АЭМ — значимый игрок в машиностроении как таковом. И я рассчитываю, что мы через несколько лет войдем в топ‑5 российских машиностроительных компаний.