Как история встречается с машиностроением

Мифы или предания существуют в каждой культуре, отражая ее ценности, географические и исторические особенности. Как оказалось, те места, где расположены наши производственные площадки, богаты такими историями. Одни связаны с местоположением, другие основаны на культурных традициях народов, третьи окружены ореолом таинственности… Только подумайте: в местах, где когда-то проходил знаменитый Шелковый путь или бушевало наводнение, описанное Александром Пушкиным, работает теперь современное машиностроительное производство!

Донская Атлантида

Громадное Цимлянское водохранилище ныне является отправной точкой для большинства водных маршрутов, по которым самые современные российские реакторы ВВЭР, изготовленные на волгодонском «Атоммаше», уходят в свое путешествие к атомным станциям во многих странах мира.

Задолго до появления Волгодонска, его атомного гиганта «Атоммаш» и самого Цимлянского водохранилища именно в этих краях пролегал путь, по которому российские товары направлялись в Китай и Индию. Между 834 и 837 годами на левом берегу Дона, на северной тропе Великого шелкового пути был построен хазарский город-крепость Саркел (хазарск. «белая крепость»). В 965 году Саркел был разгромлен князем Святославом Игоревичем. После этого поселение перешло под власть Руси и стало называться по-русски — Белая Вежа.

В 1117 году город был разорен половцами — это была первая его гибель. А уже в наше время, в 1952 году, древние камни белого города увидели солнечный свет в последний раз. С появлением на этом месте Цимлянского водохранилища развалины города были окончательно погребены под водой. Печальный конец Белой Вежи породил множество споров и легенд. Научные экспедиции и дайверы-любители предприняли немало попыток, чтобы найти затопленный город. Они пользовались данными археологов, которые еще до строительства водохранилища, в конце XIX века обнаружили останки Саркела. Есть свидетельства, что даже историк Лев Гумилев лично участвовал в его раскопках. Тогда ученым удалось открыть лишь треть Саркела. А теперь все скрыто под водой. Однако в 2019 году удача улыбнулась искателям. Им удалось обнаружить место, где покоится древний город, и даже построить его 3D-модель.

Стихия вырвалась из берегов

Промышленная площадка бывшего Путиловского завода, размещенная сейчас в Санкт-Петербурге возле станции метро «Кировский завод», является одной из старейших в Российской империи, СССР и современной России. Сегодня в цехах, заложенных более 220 лет назад, предприятия Машиностроительного дивизиона производят оборудование для атомных ледоколов и ведут разработку и производство главных циркуляционных насосов для АЭС и дистанционно управляемого оборудования для перегрузки ядерного топлива.

Кировский завод — это обширная территория в 220 гектаров между проспектом Стачек и рекой Екатерингофкой, с выходом в Финский залив. Действительно, в одном из цехов море буквально заглядывает в ворота. Стратегическая близость к большой воде играла не только созидательную роль в жизни заводчан. Одна из драматических страниц в жизни предприятия — самое значительное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга в ноябре 1824 года, которое было описано Александром Пушкиным в поэме «Медный всадник».

Чугунолитейное производство в те времена располагалось в низине и неоднократно подвергалось затоплениям. Но наводнение 7 ноября не просто разрушило завод, а побило печальный рекорд по числу погибших мастеров и членов их семей. Уже спустя несколько дней, как только вода отошла, на месте трагедии побывал император Александр I. Потрясенный масштабом разрушений, император распорядился оказать помощь людям и передал смотрителю завода 10 000 рублей. В наши дни от водной стихии Петербург укрыт комплексом защитных сооружений, но смирилась ли Нева?


Упрямый корабль

Судьба Путиловского завода связана со становлением и развитием российского флота. Еще одна история, произошедшая здесь, полна мистики и снова связана с водой. А точнее, с судном, которое не хотело спускаться на воду.




12 ноября 1912 года на стапелях завода состоялась закладка спасательного судна «Волхов» — уникального корабля с необычайно яркой судьбой. Сегодня это патриарх российского кораблестроения — единственное действующее и сохранившееся без перестроек спасательное судно-катамаран царского флота, спроектированное еще в 1911 году по заказу Морского генерального штаба России.

>В 1913 году во время торжественного спуска на воду «Волхов» вдруг остановился и замер. Было отдано распоряжение привести всех рабочих корабельной мастерской для его спуска. В помощь корабельщикам дали еще и паровоз, но, несмотря на басовитые гудки и дружную «Дубинушку», сдвинуть засевший «Волхов» с места так и не удалось. Застопорившееся судно оставили на стапеле и разошлись.


Рамиль Ситдиков / РИА «Новости»

Камень не преткновения

Республика Карелия — красивейший северный край лесов и озер. Здесь воздух напоен ароматом хвои, потрясающие по красоте закаты, богатый мир флоры и фауны, недра — кладезь полезных ископаемых. А еще Карелия окутана таинственным шлейфом мифов и легенд. Одной из интереснейших природных загадок являются сейды — огромные гранитные валуны, которые балансируют на мелких камнях. По мнению археологов, сейды возникли за 6–4 тысячелетия до нашей эры.

Самую большую возвышенность Средней Карелии — Воттоваару — считают одним из самых мистических мест России, местом силы: на вершине горы было обнаружено более 1600 сейдов, уложенных в таинственном порядке. Кто их создал? Мнения ученых разделились. Одни считают, что творец удивительных каменных сооружений — сама природа. Другие уверены, что это священные объекты саамов. Есть и уфологические теории, и версии, связанные с поиском древней цивилизации Гипербореи...




Зато достоверно известно, кто и когда установил сейд на территории завода «Петрозаводскмаш». Этот огромный камень — размером примерно 3 на 4 метра и около 2 метров в высоту — извлекли из котлована, который вырыли под фундамент для установки большого токарно-карусельного станка. Весил заводской сейд 24 тонны, и в 2020 году, к 60-летию со дня основания завода, он превратился в интересный арт-объект. Необычный памятник соединил в себе древние традиции Карелии и современную «атомную» историю предприятия «Петрозаводскмаш». Валун опирается на три стальные опоры и окружен атомными орбиталями из металла. Как любой современный памятник, он имеет эффектную искусственную подсветку.

Хотя поговаривают, что иногда, глубокой ночью, потревоженный древний пришелец светится сам...

Эти несколько историй формируют наше восприятие мира и укрепляют связь между поколениями. Они создают культурные мосты, которые связывают прошлое с настоящим и будущим. Каждый рассказ — это словно капля в океан коллективной памяти человечества. Продолжение следует!