Онлайн-версия издания

Яндекс.Метрика

Умные заводы

Умные заводы – это предприятия АЭМ. Они регулярно внедряют новые проекты и технологии, которые позволяют им работать эффективнее. Сегодня расскажем о последних новостях на эту тему.

Умные заводы

Контроль направляющего аппарата ГЦН

Петрозаводскмаш

Скорость – неумолимый показатель успешности

Завод перешел на отраслевую автоматизированную систему управления качеством продукции

Уже более года на Петрозаводскмаше функционирует единая отраслевая система управления качеством «ЕОС-Качество». Подробности – в интервью начальника отдела менеджмента качества Анны Андроновой.

8 шагов

– Анна, что такое «ЕОС-Качество»?

– Единая отраслевая система управления качеством «ЕОС-Качество» представляет собой централизованную автоматизированную систему, которая обеспечивает одновременную многопользовательскую работу с информацией о несоответствиях в интерактивном режиме.

Система предназначена для управления несоответствиями по методу «8D» – методу систематического решения комплексных проблем качества. Он предполагает 8 шагов, которые направлены на выявление и устранение причин несоответствия, а также предупреждение возникновения подобного несоответствия в дальнейшем.

– В чем преимущество внедрения этой отраслевой системы?

– В последние годы Росатом проводит планомерную политику по стандартизации ­работ, услуг, процессов и в целом предлагаемой продукции. Эта деятельность в числе прочего направлена на повышение конкурентоспособности российских проектов в области мирного использования атомной энергии на зарубежных рынках. Заказчика всегда интересует процесс управления несоответствиями как один из важнейших, который показывает, насколько предприятие готово изготавливать качественную продукцию, готово работать с причинами возникновения несоответствий. Имея единый корпоративный подход в этой области, легче демонстрировать заказчику состоятельность организации, поскольку все действия в системе прозрачны. В ней должны работать все сопричастные стороны – от заказчика до субпоставщика, а также контролирующие органы.

Решение об интеграции

– Как проходило освоение новой системы?

– Петрозаводскмаш приступил к работе в «ЕОС-Качество» еще в начале 2019 года, когда система в контуре Росатома вводилась в опытную эксплуатацию. Начинать было нелегко. Несмотря на то что система последовательна и на первый взгляд ­проста для понимания и применения, любой процесс, который выстроен по-­иному, вызывал массу вопросов. Благодаря этим вопросам мы пришли к осознанию того, что не можем отказаться от системы управления несоответствиями, внедренной на нашем предприятии, тесно связанной с конструкторско-технологической подготовкой производства и производственным учетом. Было принято решение об интеграции внутренней системы предприятия с «ЕОС-Качество».

Мы разработали стандарт организации СТО 05-3.0491-2019 «Система менеджмента качества. Порядок работы по управлению несоответствиями в Единой отраслевой системе управления качеством Госкорпорации «Росатом», выпустили приказы, регламентирующие работу персонала в «ЕОС-Качество». В системе распределены роли, назначены ответственные за качество. Наши сотрудники обучены, при этом потребность в обучении имеется и на сегодняшний день. У нас есть такая возможность: курсы можно пройти в системе «Рекорд» или на портале Технической академии «Росатом».

Все получится

– Сотрудники предприятия уже почувствовали положительный эффект от работы в «ЕОС-Качество»?

– Процесс внедрения изменений нелегкий и принимается не сразу. Мы видим личную заинтересованность со стороны директора филиала Павла Марченко, а значит, у нас все получится, ведь при внедрении изменений лидерство и приверженность со стороны руководства играют важнейшую роль.

Сегодня мы вводим в отраслевую систему все несоответствия, выявленные на любом этапе жизненного цикла продукции. Конечно, периодически возникают различные трудности. Хочется настроить «ЕОС-Качество» таким образом, чтобы сотрудникам было удобно работать, а вопросы решались быстро. Скорость – ­неумолимый показатель успешности в условиях современного рынка. А при ставке на скорость главная роль отводится цифровизации.

Многое зависит не только от наших усилий, но и от всех участников процесса: генпроектировщика, генподрядчика, других специализированных организаций. По данным инжинирингового дивизиона Росатома (АО «ИК «АСЭ»), к электронной системе «ЕОС-Качество» уже подключены более трехсот подрядчиков и поставщиков в России. Система работает в промышленной эксплуатации на Белорусской АЭС и Курской АЭС-2. Стартовал проект по внедрению «ЕОС-Качество» и на других атомных станциях, сооружаемых по проектам Росатома за рубежом.

Самое главное преимущество «ЕОС-­Качество» в том, что уже в ближайшей перспективе использование системы позволит отказаться от бумажного документооборота при взаимодействии с заказчиками, а также сократить сроки согласования и принятия решений по несоответствиям.

Андронова_L.jpg

Анна Андронова


ЦНИИТМАШ

Экономия – 300 тысяч листов бумаги

И это лишь один из многих результатов внедрения технического архива, призванного оптимизировать систему хранения документов в технической библиотеке института. 

Проект был внедрен в ЦНИИТМАШ полтора года назад. «В институте находятся документы с самого его основания – с 1929 года, – рассказывает Сергей Держановский, начальник управления информационных технологий ­ЦНИИТМАШ. – Они оцифрованы, и долгое время мы не могли подобрать такую систему, которая позволяла бы и каталогизировать документы, и организовывать полноценный поиск по ним. В итоге остановились на платформе IPS Intermech».

Жизненный цикл каждого документа

Внедрение начали с технической библиотеки, но на этапе создания техзадания стало понятно, как много задач система способна решить. «Мы провели внутреннее исследование и поняли, что большое число документов у нас хранится очень по-разному – так и там, как хочет держатель договора, что не является нарушением, но существенно затрудняет работу, – поясняет Сергей Держановский. – И тогда мы уже на уровне ТЗ предусмотрели возможность хранить все рабочие файлы по договору в едином месте, использовать версионность документа, отслеживать его жизненный цикл – правки, согласования, визы, ставить электронную подпись, о легитимности которой мы договорились на уровне ЦНИИТМАШ». 

Система технического архива полностью соответствует логике продакт-дата-менеджмента, или проектного управления. Для каждого документа изложен жизненный цикл: создание, согласование, выпуск в производство. Новые версии документа автоматически выталкивают предыдущие на хранение. Файл, находящийся в работе, изменить нельзя, но система дает возможность создать его новую версию. Это позволяет избежать дублирования, параллельных правок, случайных отсылок нефинальных файлов и в итоге получить один документ – всегда самый актуальный. 

Главный плюс – управляемость

За полтора года развития техархива в­­­­ ­ЦНИИТМАШ команда проекта добилась особенно хороших результатов в процессах, связанных с согласованием документов. Значимой оптимизацией, внедренной благодаря этой системе, стало получение заключений ПДТК и РИО. Сроки согласования этих документов сократились с 7–10 дней до 1–2. «Этот процесс теперь полностью электронный, за исключением согласований документов К, КТ, ДСП. Но главный плюс – нормальная управляемость. Теперь мы понимаем, у кого и как долго документ находится на рассмотрении, – отмечает Сергей Держановский. – Продуктивным оказалось и взаимодействие с отделом закупок: удалось оптимизировать процессы согласования закупочной документации для тендерных процедур, подготовки ответов на запросы ТКП. Гораздо проще стало готовить отчеты для наших финских партнеров, потому что для них важно управление требованиями, конфигурацией, замечаниями. А это все уже есть в функционале системы».

Неочевидным эффектом внедрения техархива стало уменьшение экологического следа ЦНИИТМАШ. Команда проекта однажды посчитала объем бумаги, который удалось сэкономить за 5 месяцев с момента внедрения, и получила впечатляющий результат: 300 тысяч листов бумаги – это 600 пачек!

В рамках развития техархива в ­ЦНИИТМАШ был защищен ПСР-проект по внедрению в систему блока ресурсно-календарного планирования. «Процессу управления договорами у нас всегда недоставало наглядности, – говорит Сергей Держановский. – И тогда мы ввели регламент управления заказами, где написано, что наряд-заказ в планово-­экономическом отделе может быть открыт только после того, как в техархиве создан проект, к нему привязаны участники, туда помещен договор, разработан и запущен поэтапный календарный план. После этого, с применением уже другой системы, мы настроили возможность выгрузки визуально приятной отчетности для руководства». 

Подготовить людей к работе

Сейчас процесс внедрения техархива продолжается. В данный момент в работе тема оперативного премирования производственных подразделений. Оно будет тесно связано с системой ресурсно-­календарного планирования: премирование возможно только в случае, если нет просрочек по ключевым точкам.

Внедряя систему, сотрудники IT-блока все время проводили ее точную настройку под конкретные нужды ЦНИИТМАШ. «IPS – это конструктор. Если его просто взять из коробки, он почти бесполезен, – говорит Сергей Держановский. – Системы одного и того же производителя, внедренные на двух разных предприятиях, будут существенно отличаться друг от друга, потому что перед ними будут стоять разные задачи. Едиными остаются принципы работы, но процессы будут регламентированы совершенно разными нормативными актами, в них будут сотрудники конкретной организации. В общем, много чего еще надо настроить и сделать. У нас довольно специфическое предприятие, и, например, к технологической подготовке производства мы не приступали вообще. И я не думаю, что в этом есть большой смысл, потому что у нас нет серийного производства. А на несерийку делать техкарты – это как стрелять из пушки по воробьям. 

Внедрение техархива – это шаг в сторону оптимизации процессов работы с техническими документами. Однако дел еще много, и основная задача – это не готовность системы, а готовность людей к работе с ней. К любой системе нужно привыкнуть, перестроиться со старого алгоритма работы на новый, включающий ее. Если вдуматься, очень многое благодаря техархиву станет проще реализовать – это вопрос исключительно времени и цифровой гигиены. Мы, со своей стороны, стараемся помогать: если видим, что начались просрочки, присылаем работнику письмо-напоминание об этом. Серверные ресурсы, которые у нас есть, сейчас ориентированы на тех­архив, чтобы стимулировать его развитие и стабильную работу. Руководство тоже с пониманием относится к несоблюдениям календарного плана – объективно сроки иногда не выдерживаются не по нашей вине. Но сейчас очевидно то, что динамика выполнения договоров за те полтора года, в которые внедрен тех­архив, стала более положительной».

1_L(1).jpg

Отчеты о научных работах ЦНИИТМАШ, начиная с 30-х годов, в бумажном виде хранятся в научно-технической библиотеке института


ОКБМ Африкантов

Объединили и ускорили

Система, в которой работает более тысячи пользователей, введена в промышленную эксплуатацию в ОКБМ Африкантов и может тиражироваться на других предприятиях отрасли. 

В 2019 году проект ОКБМ Африкантов «Автоматизация полного жизненного цикла управления проектами в едином информационном пространстве» стал победителем третьего международного конкурса корпоративной автоматизации на платформе «1С: Предприятие 8» в номинации «Лучший проект в предметной области: управление проектами и портфелями проектов (EPM, PMO)». В качестве стандарта управления проектами на предприятии выбран национальный стандарт НТК, разработанный СОВНЕТ на основании международного стандарта ICB IPMA. 

Преодолеть разрозненность

При этом пришлось решить ряд проблем. Главная из них – разрозненность информационных систем, зачастую имеющих характер локальных автоматизированных рабочих мест (АРМ). Раньше для работы с конкретными данными предназначались отдельные программы. АРМ ведущего инженера проекта использовалось для планов-графиков, существовали АРМ для учета трудозатрат, бухгалтерские АРМ и другие. Данные из локальных программ загружались на сервер, затем, после обработки, использовались в дальнейшей работе. В итоге много времени затрачивалось на обработку и объединение полученной информации, кроме того, возникала проблема взаимодействия между пользователями. 

Несвоевременный ввод или потеря данных, различные ошибки при передаче информации с одного локального компьютера на другой, необходимость двойного ввода, дополнительная предварительная ручная обработка информации как на стадии формирования данных в информацион­ных системах, так и на стадии получения отчетности, – все это приводило к значительному увеличению времени протекания процесса и большой вероятности появления некорректных данных. Что в свою очередь влияло на эффективность принятия решения по тому или иному проекту. Кроме того, существовали высокая трудоемкость сопровождения и недостаточная скорость выполнения доработок информационных систем, несоответствие систем современным технологиям обработки больших объемов информации.

Эффективная оптимизация

Работа по реорганизации информационной системы управления проектной деятельностью ОКБМ длилась в течение двух лет. Когда в организации была внедрена единая система управления предприятием на базе 1С, появилась возможность автоматизировать все учетные процессы. Для автоматизации жизненного цикла управления проектом в качестве платформы было выбрано уже функционирующее в ОКБМ решение – «1С: Управление производственным предприятием» с добавлением конфигурации «1С: Управление проектным офисом». За основу разработчики взяли стандартный функционал, для целей предприятия информационная система дорабатывалась собственными силами. Конфигурация программы претерпела сильные изменения, и сейчас это, по сути, новый готовый продукт. 

В результате внедрения «1С: Управление проектным офисом» была создана единая информационная система, отвечающая требованиям бизнес-процессов и корпоративных стандартов. «Новая программа позволяет в электронном виде формировать плановую управленческую и бухгалтерскую себестоимость, графики поставок и платежей по проекту, создавать единый сетевой план-график работ, осуществлять мониторинг и контролировать ход исполнения работ, учитывать затраты по проекту с возможностью гибкой настройки аналитики в разрезе статей затрат и подразделений, формировать любой вид отчетности, организовать оперативный доступ руководителей любого уровня и участников проектов к информации по проекту и многое другое, – рассказывает один из инициаторов и организаторов проектных работ, заместитель начальника отдела развития системы контроллинга ОКБМ Алексей Котлов. – Все это позволило оперативно представлять информацию руководству предприятия для принятия управленческих решений, повысить прозрачность хода работ и эффективность работы проектных команд, а также снизить время протекания большинства процессов». 

Кроме того, оптимизация работы информационной системы обеспечила возможность одновременной работы пользователей, а также позволила настроить эффективное оперативное взаимодействие информационной системы управления проектами на базе «1С: Управление проектной организацией» с другими информационными системами предприятия.

Cloud_migration_L.jpg

я знаю на эту тему больше

© 2014 ОАО «Атомэнергомаш». Атомное и энергетическое машиностроение.
115184, г. Москва, Озерковская наб. д. 28, стр.3
Свои вопросы и предложения присылайте по адресу info@vestnik-aem.ru    "МедиаЛайн"