Вестник АЭМ

Онлайн-версия издания

Яндекс.Метрика

Российский флаг над «Арктикой»

Атомный ледокол нового поколения «Арктика» вошел в состав российского атомного флота: в Мурманске над судном был поднят российский флаг. Это знаковое событие и для атомного судостроения страны, и для АЭМ, который оснастил ледокол реакторами РИТМ-200, и для России в целом.

Российский флаг над «Арктикой»

Мурманск. Церемония приема в эксплуатацию атомного ледокола «Арктика»


В церемонии приемки атомохода участвовали премьер-министр России Михаил Мишустин, генеральный директор Росатома Алексей Лихачев, генеральный директор «Атомфлота» Мустафа Кашка, губернатор Мурманской области Андрей Чибис, капитан «Арктики» Александр Спирин.

«Арктика» – флагман одноименного серийного проекта 22220. На сегодняшний день это самый большой и мощный атомный ледокол в мире. Он может пробивать лед толщиной до 3 метров и предназначен для сопровождения судов в арктических условиях. При этом двухосадочная конструкция позволяет ему совершать плавания как в Северном Ледовитом океане, так и в устьях полярных рек.

В Мурманск через Северный полюс

Ледокол был заложен 5 ноября 2013 года на верфях Балтийского завода в Санкт-Петербурге. Он назван в честь легендарного тезки – советского атомохода «Арктика» проекта 10520, который первым среди надводных судов побывал в 1977 году на Северном полюсе.

Новую «Арктику» спустили на воду 16 июня 2016 года. 22 сентября 2020-го ледокол вышел из Санкт-Петербурга, достигнув 3 октября в 18:00 географической точки Северного полюса. 12 октября он завершил свой путь, прибыв в порт приписки – Мурманск.

За это время атомоход проделал путь протяженностью около 4800 морских миль (около 8900 километров). Выход к географической точке Северного полюса был необходим для того, чтобы получить максимум информации о работе судна в ледовых условиях. Проверка подтвердила проектные характеристики. Используя лишь 50% своей мощности, «Арктика» преодолела все ледовые поля в приполюсном районе.

P7050156.jpg
«Арктика» – самый большой и мощный атомный ледокол в мире

В январе 2021 года запланирован выход ледокола в так называемый детский рейс. Пассажирами «Арктики» станут ученики 7–10-х классов и первокурсники средних специальных учебных заведений из разных регионов страны. Точнее, те из них, кто заслужил право подняться на борт ледокола – 25 победителей Всероссийского детского интеллектуального конкурса «Ледокол знаний». В ходе конкурса ребята отвечали на вопросы из разных областей знаний и выполняли творческие задания. Теперь их ждет 10-дневная арктическая экспедиция. Атомоход отправится из Мурманска к самой северной точке России – Земле Франца-Иосифа, а затем на Северный полюс. Ребят будет сопровождать команда опытных педагогов, известных ученых, музыкантов и блогеров. А первый рабочий рейс атомохода в акваторию Севморпути запланирован уже на ноябрь этого года.

Северный морской путь

Кратчайший морской путь из Северной Европы и Сибири в Азию. Российским законодательством определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике». Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично Тихого океана (Берингову). Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Севморпути составляет свыше 14 тысяч км. Для сравнения: через Суэцкий канал – свыше 23 тысяч км. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири.
Свыше 14 000 км – расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Севморпути

Уникальный вклад АЭМ

Судно оснащено энергетической установкой с двумя реакторами РИТМ‑200 тепловой мощностью 175 МВт каждый. Это разработка ОКБМ Африкантов, не имеющая аналогов в мире. Основное преимущество силовой установки – в ее компактности и экономичности. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. РИТМ‑200 имеет высокий ресурс и коэффициент использования установленной мощности, длительный период непрерывной работы, минимальное количество перегрузок активной зоны.

«Лидер» на подходе

Ввод в эксплуатацию ледокола нового поколения стал, помимо прочего, отличным подарком к 75-летию атомной промышленности, которое отмечается в этом году. К 2026 году в состав «Атомфлота» должны войти еще пять ледоколов проекта 22220. Второе и третье суда – «Сибирь» и «Урал» – Балтийский завод планирует сдать заказчику в 2021 и 2022 году. Четвертый ледокол – «Якутия» – был заложен в мае 2020 года, его сдача намечена на 2024 год. Пятый ледокол серии 22220 – «Чукотка» – планируется построить в 2026 году.


Мурманск. Премьер-министр России Михаил Мишустин, гендиректор Росатома Алексей Лихачев и гендиректор Атомфлота Мустафа Кашка (слева направо) на церемонии приема атомохода в эксплуатацию

А уже в 2027 году планируется ввод в строй головного ледокола проекта 10510 – «Лидер». Его строительство началось в июле этого года: на верфи «Звезда» в Приморском крае состоялась первая резка металла для строительства сверхмощного ледокола. «Лидер» обеспечит круглогодичную навигацию крупногабаритных судов от мыса Желания на архипелаге Новая Земля до Берингова пролива. Причем скорость прохода по этому маршруту должна увеличиться в пять раз.

Такая возможность появится благодаря уникальной конструкции: обводы корпуса и мощность на винтах в 120 МВт обеспечат судно исключительной проходимостью во льдах. «Лидер» сможет разбивать лед толщиной более 4 метров и прокладывать судоходный канал шириной 50 метров. Ледокол оснастят уникальными гребными винтами из графенового материала.

Сердце атомоходов проекта 10510 – реактор нового поколения РИТМ‑400. Единичная мощность у установки увеличена до 315 МВт – в 1,8 раза мощнее РИТМ‑200. До 2033 года планируется ввести в эксплуатацию три ледокола проекта «Лидер».

Это наш путь

Главная задача современных российских ледоколов – сопровождение судов в стратегически важном Арктическом регионе. Российские суда сейчас имеют исключительное право на перевозку по Севморпути нефти, природного газа, газоконденсата и угля, добытых на территории России. Северный морской путь также используется для снабжения топливом и продовольствием тех регионов страны, у которых нет круглогодичного автомобильного или железнодорожного сообщения с Большой землей. Атомоходы обеспечат проводку судов с углеводородным сырьем с месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-​Тихоокеанского региона.


пресс-служба Балтийского судостроительного завода

Пандемия коронавируса не очень сильно сказалась на навигации по Северному морскому пути. За первую половину 2020 года объем грузоперевозок приблизился к 15 млн тонн, по итогам года планируется превысить отметку в 31 млн тонн (показатели 2019 года – 31,5 млн тонн). По словам генерального директора Атомфлота Мустафы Кашки, на данный момент объем грузоперевозок составляет 26 млн тонн. В период с 1 января по 30 июня 2020 года атомными ледоколами проведено 375 судов. Для сравнения: за аналогичный период 2019 года была обеспечена проводка 344 судов.

К 2035 году арктический флот России, как отметил президент России Владимир Путин, будет насчитывать не менее 13 тяжелых ледоколов, в том числе 9 атомных.

Дмитрий Медведев,
заместитель председателя Совета безопасности России:

- Это одно из самых высокотехнологичных судов в мире, обладающее отличными ходовыми качествами и надежной устойчивостью. Его эффективная работа – залог непрерывного военного и гражданского судоходства на Севере. Мы, безусловно, продолжим заниматься освоением всей линейки новейших атомных ледоколов, способных выполнять задачи в самых сложных, экстремальных условиях.

Использовано фото: Екатерина Штукина / POOL / ТАСС

Алексей Лихачев,
генеральный директор Росатома:

- Это подтверждение абсолютного и бесспорного лидерства Российской Федерации в Арктическом регионе.

Андрей Никипелов,
генеральный директор АЭМ:

- Это большой праздник для всех, ведь 20% атомного ледокола «Арктика» созданы на наших предприятиях. Это одно из первых судов, сделанных нами под ключ – начиная от конструкторской разработки до изготовления, сборки и проведения испытаний. Этот опыт позволил увидеть, что судостроение – отдельный бизнес, который мы готовы развивать дальше.
Новая серьезная и крупная задача – ледокол «Лидер». На него у нас лидерские планы – хотим поставить оборудование на сумму до 30% от его стоимости. И это уже не только реакторная установка, а целый силовой остров, который включает и реактор, и турбину, и насосы, и всю обвязку. Осваиваем производство элементов корпуса. В дивизионе получилось полноценное судостроение!

я знаю на эту тему больше

© 2014 ОАО «Атомэнергомаш». Атомное и энергетическое машиностроение.
115184, г. Москва, Озерковская наб. д. 28, стр.3
Свои вопросы и предложения присылайте по адресу info@vestnik-aem.ru    "МедиаЛайн"