Новости науки: 10 событий сентября

«Только наука изменит мир. Наука в широком смысле: и как расщеплять атом, и как воспитывать детей... И взрослых тоже», – утверждал хирург Николай Михайлович Амосов. В событиях сентября мы постарались охватить науку в широком смысле и рассказать о котятах, чае, комете и других интересных объектах исследования.

Новости науки: 10 событий сентября

1. Несси вывели на чистую воду

Наличие чудовища в шотландском озере Лох-Несс долгие годы будоражит умы граждан. И вот команда исследователей заявила, что никакой Несси там не водится. Это всего лишь угри. Ну как всего лишь: длинные такие – эта рыба может достигать 1,8 метра.

Впервые о Несси заговорили в VI веке, упоминания о ней нашли в рукописях шотландского монаха. И до сегодняшнего дня то один, то другой наблюдатель видели и даже снимали существо с длинной шеей и якобы массивным туловищем. Но фото и видео не смогли доказать существования монстра: ну не разглядеть там было детали.

Кстати, в 1930-х годах выдвигалась теория о том, что люди могли наблюдать именно угрей. Также ученые поговаривали, что это существо могло быть плезиозавром, чудом дожившим до наших дней.

Международная команда исследователей во главе с генетиком Нилом Джеммелем из университета Отаго в Новой Зеландии внимательно исследовала ДНК из окружающей среды (environmental DNA - eDNA) – они собрали сотни образцов воды из разных частей знаменитого озера.

Из этого генетического материала можно было выделить кусочки кожи, чешуек, продуктов жизнедеятельности и других «деталей», которые оставляют «жильцы». В избытке оказалось фрагментов ДНК угря, а вот плезиозавра – ни крошки. Так что Несси может оказаться просто гигантским угрем, превышающим по габаритам средние особи.

«Извините, но я не думаю, что идею о существования плезиозавра можно подтвердить, основываясь на данных, которые мы получили», - подытожил профессор. Но тут же добавляет, что «необходимы дальнейшие исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть теорию, поэтому, основываясь на наших данных, гигантский угорь останется правдоподобной идеей».

2. Чай опять на высоте

У зеленого чая обнаружили новое чудо-свойство. Группа ученых из Университета Суррея сообщила, что в нем содержится природный антиоксидант эпигаллокатехин (EGCG), который поможет в борьбе с инфекциями, устойчивыми к антибиотикам. В частности, прекрасные результаты показал этот антиоксидант в комплексе с антибиотиком азтреонамом. Они «на отлично» справились с инфекцией, вызванной бактерией Pseudomonas aeruginosa. Предположительно антиоксидант подталкивает клетку бактерии более активно поглощать антибиотик за счет увеличения ее проницаемости. По отдельности эти элементы «работают» не так эффективно.

Это важно, ведь зловредная бактерия чаще всего портит жизнь людям с ослабленным иммунитетом. Она вызывает инфекции кровотока и дыхательных путей, вторичные инфекции, устойчивые к большинству препаратов. Эта «крошка» входит в список критических угроз для здоровья, который составила ВОЗ.

Профессор Роберто Ла Раджоне, заведующий кафедрой патологии и инфекционных болезней в Школе ветеринарной медицины при Суррейском университете, сказал: «Мы показали, что можем успешно устранить такие угрозы с использованием натуральных продуктов в сочетании с уже используемыми антибиотиками. Дальнейшая разработка может позволить использовать их в клинических условиях в будущем».

shutterstock_115541830.jpg

3. Пыльная причина

Давним давно, а если быть точным, то 466 миллионов лет назад, два крупных астероида столкнулись между орбитами Марса и Юпитера. И полетела пыль на нашу планету. Так вот эту самую космическую пыль обнаружили ученые в морском известняке у берегов реки Линна, что впадает в Неву, и в композитном разрезе в шведском Киннекулле.

«Сама космическая пыль как явление в научном мире отнюдь не новинка. Она периодически присутствует в образцах разных геологических эпох, однако в этот раз была обнаружена ее рекордная концентрация», – рассказал проректор по научной деятельности Казанского федерального университета Данис Нургалиев.

Химический состав частиц подтвердил, что принадлежат частицы к числу L-хондритов — каменных метеоритов, образовавшихся около 500 миллионов лет назад.

Ученые считают, что именно пыль стала пусковым механизмом, блокировала солнечный свет, что привело в итоге к снижению температуры и глобальному ледниковому периоду. Между прочим, во время Ордовикского вымирания исчезло 60% морских беспозвоночных.

shutterstock_252661138.jpg

thehistoryblog.com.jpg

thehistoryblog.com

4. Влюбленные бойцы?

В 2009 году на древнем итальянском кладбище раскопали скелеты двух людей, захороненных рядом и держащихся за руки. И дали им романтичное прозвище – «влюбленные из Модены». Тогда технологии не позволяли тщательно изучить скелеты. И вот их время пришло. В итоге «влюбленные» оказались двумя мужчинами. Ученые определили это по анализу белка амелогенина, который содержится в зубной эмали.

В этом захоронении, которое было сделано между IV и VI веками нашей эры, лежало еще 11 скелетов. Что характерно, у всех были ранения. Поэтому специалисты предположили, что люди участвовали в войне.

«Влюбленные из Модены» могли быть друзьями, погибшими во время боя. В качестве альтернативной версии, мы можем предположить, что эти два человека могли быть родственниками – двоюродными или родными братьями. Хотя мы не можем исключать, что они были влюблены друг в друга, маловероятно, что хоронившие их решили продемонстрировать эту связь, расположив их тела подобным образом», – написали ученые в отчете в журнале Nature.

5. Кошки не гуляют сами по себе

То, что эти животные исключительно независимы – всего лишь миф. Ученые впервые провели эксперимент, в ходе которого выяснили, что кисы также привязаны к своим хозяевам, как и собаки. Да что уж там – даже не меньше, чем младенцы к матери.

Специалисты Университета штата Орегон взяли котят в возрасте от трех до восьми месяцев и их хозяев. Первый эксперимент заключался в том, что котята две минуты находились со своими хозяевами в незнакомой комнате, потом хозяева на две минуты выходили, а через две минуты возвращались. Эксперимент был похож на исследование привязанности младенца. Так вот котенок, который был привязан к своему «воспитателю», был спокоен, делил внимание между хозяином и изучением окружающего мира. Тот же, что привязанности не испытывал, подергивал хвостом, держался подальше от человека или прыгал на колени хозяина и замирал.

Из 79 котят 64,3% проявили сильную привязанность. Позже эксперимент провели и с 38 взрослыми кошками, 65,8% из которых также проявили привязанность. Кстати, в аналогичных экспериментах с детьми привязанность проявляли 65% младенцев.

«Кошки, которые непрочно привязаны к хозяевам, чаще бегают, прячутся и показывают свою отчужденность. В течение долгого времени бытовало предвзятое мнение о том, что так ведут себя все кошки. Но для большинства из них хозяин представляет источник безопасности. Ваш питомец зависит от вас, ему нужно чувствовать свою защищенность в моменты стресса», - сообщил ведущий автор исследования Кристин Витале.

shutterstock_376657822.jpg

6. А не выпить ли нам… пластика?

«Когда вы завариваете пакетик чая, в кипяток попадает примерно 11,6 миллиарда пластиковых микрочастиц и еще три миллиарда полимерных наночастиц. Это на несколько порядков больше, чем удавалось обнаружить в других видах пищи и напитков, в том числе в пластиковых бутылках с водой», - пугают нас ученые.

Многие производители делают пакетики для чая не из бумаги, а из пластика, состоящего из микроскопических нейлоновых нитей. Чтобы провести эксперимент Лаура Эрнандес и ее коллеги по Университету Макгилла в Монреале (Канада) достали заварку и залили пустой пакетик кипятком на пять минут. Выяснилось, что изначально вредных частиц нет, но при заваривании они появляются.

Проверили действие микро и наночастиц на рачках-дафнии. В результате – нарушения в развитии и поведении. И чем больше пластика в воде было, тем серьезнее становилась проблема. Теперь перед учеными встала серьезная задача – изучить воздействие пластика на организм человека в долгосрочной перспективе.

7. «Прием-прием!»

Британские ученые провели эксперимент с галками и теперь могут с уверенностью заявить, что те передают друг другу полезные сведения. О чем специалисты и написали в журнале Royal Society Open Science.

Исследователи записали звуки, которые издают галки при появлении опасности. Эти трели они включали, когда в поле зрения птички, спокойно сидящей на дереве недалеко от своего гнездышка, оказывался доброволец, изображавший случайного прохожего. После этого человека пускали еще раз. Оказалось, что галка запоминала, что этот объект – не очень хороший. Даже несмотря на то, что он на птичку не нападал, при второй встрече она летела в гнездо в 1,5 раза быстрее.

«Жизнь рядом с человеком - всегда большая проблема для животных. В некоторых случаях люди могут быть как ходячей кормушкой, так и источником опасности. Галки не просто научились различать их, но и получать эти сведения у сородичей, не подвергая себя дополнительной опасности», - заметила одна из авторов исследования Виктория Ли из Эксетерского университета (Великобритания).

shutterstock_1288143145.jpg

8. Первая, межвездная, твоя

«30 августа 2019 года крымский астроном-любитель Геннадий Борисов во время наблюдения ночного неба заметил движущийся объект, похожий на комету. Спустя неделю Центру малых планет Международного астрономического союза удалось вычислить его предварительную орбиту, которая была независимо подтверждена группой из подразделения NASA и показала, что объект является межзвездным», – сообщил Международный астрономический союз.

Надо заметить, что Геннадий Борисов сделал это открытие с помощью 0,65-метрового телескопа, который построил сам. Назвали ее, согласно традиции, по имени первооткрывателя – 2I/Borisov, где 2I обозначает «второй межзвездный».

Комету можно будет наблюдать еще несколько месяцев во всей ее красе, особенно хороша она будет в декабре 2019 и январе 2020, когда достигнет своей максимальной яркости. После чего, предположительно, она покинет Солнечную систему. Поэтому астрономы настроены оптимистично и хотят рассмотреть ее во всех деталях.

«Этот новый внесолнечный странник поднимает интригующие вопросы: почему межзвездные объекты не были обнаружены ранее, какова ожидаемая частота их появления и насколько эти объекты похожи на их аналоги в Солнечной системе. Будущие телескопы, способные беспрерывно сканировать большие участки неба, должны помочь нам ответить на эти и другие вопросы в ближайшем будущем», – уверены в Международном астрономическом союзе.

9. Задача решена!

В 1954 году была сформулирована презанятная задачка, условия которой выглядели так: x3 + y3 + z3 = k. K - числа от 1 до 100, а вот x, y и z нужно было определить.

За эти годы все цифры, кроме двух, просчитали. И вот Эндрю Букер, математик из британского университета в Бристоле, и Эндрю Сазерленд, математик из Массачусетского технологического института, решили задачу для последних чисел из сотни – 33 и 42. Букер нашел решение для цифры 33 всего за 3 недели после просмотра ролика на популярном математическом канале Numberphile на Youtub. Он написал алгоритм, который провел через мощный суперкомпьютер в Университете Advanced Computing Research Center, и получил числа 8866128975287528, −8778405442862239 и −2736111468807040.

А через некоторое время, он скооперировался с Сазерлендом и проектом Charity Engine, который объединяет более 500 тысяч компьютеров по всей планете в один «суперкомпьютер». И вот более, чем через миллион часов вычислительного времени, решение для 42 было найдено: −80538738812075974, 80435758145817515 и 12602123297335631.

Тоже хотели поучаствовать? Не расстраивайтесь! Ведь цифры 114, 165, 390, 579, 627, 633, 732, 906, 921 и 975 все еще ждут своих пытливых исследователей.

10. Жирок завязался

Ученые из Каролинского института (Швеция) поняли, почему люди в возрасте начинают набирать лишний вес. Для этого пришлось в течение 13 лет наблюдать за 54 мужчинами и женщинами. Особое внимание уделили изменениям в их жировых тканях. При этом у одних вес возрастал, у других снижался, у третьих оставался неизменным. Но у всех без исключения менялся один показатель – уровень липидного обмена в жировых тканях, он постепенно снижался.

Если участники исследования не начинали есть меньше с годами, их вес увеличивался в среднем на 20%.

«Результаты впервые указывают на то, что процессы, которые происходят в жировых тканях, определяют изменение веса при старении вне зависимости от других факторов. Это может предоставить новые возможности для лечения проблемы лишнего веса и ожирения», - заметил Петер Арнер, один из авторов исследования.

Одним из способов ускорения липидного обмена в жировой ткани является увеличение нагрузки. Исследование эту идею подтвердило. Особенно, если люди делали операцию по снижению веса. Ее результаты, несомненно, улучшались, если метаболическую хирургию пациенты сочетали с увеличением физической активности.

«Ожирение и связанные с ним заболевания стали глобальной проблемой», - говорит Кирсти Сполдинг, старший научный сотрудник отдела клеточной и молекулярной биологии в Каролинском институте и один из авторов исследования. «Понимание динамики липидов и того, что регулирует размер жировой массы у людей, актуально как никогда».