Новости науки: 10 событий июля

«Случай помогает подготовленному уму», - заметил как-то микробиолог и химик Луи Пастер. Подвернется, бывало, случай, да такой, что открытие совершается. Например, открытие доселе неизвестного хищника кембрийского периода или библейского города. Об этом и многом другом – в обзоре новостей науки за июль.

Новости науки: 10 событий июля

1. Паучьи сети

В лесах Мадагаскара живут пауки вида Caerostris darwini, у них исключительно прочные нити. В два раза прочнее паутин некоторых других пауков и в 10 раз кевлара, из которого делают бронежелеты. Этот паучок может прокидывать над реками мостики длиной 25 метров и делать сети размером до 2,8 квадратного метра. В чем же причина успеха?

Ученые взяли образцы клеток из паутинных желез и выяснили состав белков. Обнаружили загадочный протеин, который обозначили MaSp4a. Оказалось, что цепочка аминокислот была богата не полиаланином, как чаще всего и бывает, а пролином. Именно это соединение, как заметили ученые, и придает паутине прочность и хорошую растяжимость. Чтобы разорвать паутину, ее надо растянуть почти вдвое, что весьма непросто. К тому же прядильные органы у этого паука длиннее и устроены немного по-другому, чем у его собратьев.

«Мы надеемся, что наше открытие будет использовано для создания материалов, не уступающих в стойкости шелковым нитям паутины Caerostris darwini, самому прочному биоматериалу на Земле. Наше открытие в очередной раз показало, насколько эволюционные исследования важны для развития биотехнологий», — сказала Джессика Гарб из университета штата Массачусетс в Лоуэлле (США), одна из авторов научной работы.

Ученые верят, что смогут создать синтетический аналог этой паутине, чтобы заменить ею кевлар, классические шелковые медицинские нити, нити в текстильной промышленности и многое другое.

2. Стоунхендж с салом

Людям уже многие века не дает покоя вопрос, как древние строители перемещали огромные глыбы для создания одного из удивительнейших сооружений цивилизации – Стоунхенджа. Ученые из Университета Ньюкасла в Великобритании полагают, что строителям помогло свиное сало!

Исследователи обнаружили остатки свиного жира в черепках керамической посуды, найденной в поселении рядом со Стоунхенджем. Эти осколки датируются примерно 2500 годом до нашей эры. Поначалу ученые решили, что в посуде готовили блюда для пиршества. Правда, было несколько «но». «Во-первых, керамические фрагменты со следами сала были слишком велики для обычной кухонной посуды. Это были огромные горшки размером с ведро. Во-вторых, для приготовления в пищу тушу свиньи обычно разделывают и варят в горшках кусками. Мы же в таких местах находили целые скелеты», - говорит археолог Лайза-Мари Шиллито из Университета Ньюкасла, автор исследования.

Так и возникла теория, что это сало, которое строители собирали с тушек свиней, пока те готовились на вертеле. Автор исследования уверена, что салом смазывали салазки, на которых доставляли огромные мегалиты, ведь это уменьшало силу трения и облегчало работу. С помощью такого инструмента камень в 2 тонны могла перевезти группа из 20 человек. Именно поэтому они справились с перемещением камня из карьера, который находился в 225 км от места постройки.

3. Библейский город

С 2015 года в Хирбет аль-Раи на юге Израиля велись раскопки на территории площадью около 1000 кв. м. И вот в газете The Jerusalem Post появилось сообщение, что исследователи из совместной экспедиции Еврейского университета в Иерусалиме, Управления древностей Израиля и сиднейского Университета Маккуори обнаружили руины города Секелаг. Именно в нем, согласно Библии, скрывался Давид от преследователей царя Саула.

Уже несколько раз ученые думали, что город найден. То в Тель-Халиф возле кибуца Лахав, то в Тель-Шара на западе Негева и Тель-Шева. Однако, по мнению исследователей, «ни в одном из этих мест не было признаков сменяющих друг друга филистимлянского поселения и поселения эры царя Давида. Они нашлись только при раскопках в Хирбет ар-Раи».

В первом слое нашли развалины города филистимлян, датируются они примерно XI-XII веком до нашей эры. Обнаружили каменные сооружения, каменные и металлические сосуды. По мнению ученых город был уничтожен пожаром. А над его останками скрывалось поселение, которое археологи отнесли к началу X века до нашей эры – времени царя Давида. Раскопали цельные глиняные сосуды, которые использовались для хранения масла и вина, миски, кувшины и другую утварь. Они были как капля воды похожи на те, что были найдены в укрепленном еврейском городе Хирбет Кейяфа, отождествленном с библейским Шеараимом.

Israel.png
EMIL ALAGEM/ISRAEL ANTIQUITIES AUTHORIT. Источник

4. Трясет все сильнее

Луна потихоньку отдаляется от Земли, в результате на нашей планете происходит все больше землетрясений. Причины этого процесса ученые пока понять не могут, но факт остается фактом. Возможно, виноваты изменения в ядре Земли, которые отражаются и на ее поверхности.

«Гравитация Луны создает приливные волны на Земле. Эти волны пытаются вращаться с той же скоростью, что и остальная часть планеты. По мере того как она движется впереди Луны, спутник пытается оттянуть нас назад. Это и замедляет вращение Земли», — объяснил Мэтью Фанк из Лаборатории реактивного движения NASA.

Каждый год наша планета становится дальше от Луны на 4 см и ее скорость замедляется. А это, в свою очередь, приводит к сильнейшим землетрясениям. Например, с 1900 года было около пяти периодов, во время которых планету трясло от 25 до 30 раз с магнитудой 7 и более. В другое время таких землетрясений было около 15 в год. Оказалось, что именно в те злополучные периоды Земля двигалась медленнее.

Но ученые, как это часто бывает, сначала напугают, а потом успокоят. «Замедление вращения Земли приводит к увеличению продолжительности дня и месяца. Предполагается, что это произойдет, когда день и месяц будут равны примерно 47 (текущим) дням. А это случится через миллиарды лет», — успокоил население планеты физик Пол Вальорски.

5. «Донна Нуда» пахнет лесом

Международная группа ученых изучила химический состав полотен школы Леонардо да Винчи. А конкретно подверглась анализу картина «Донна нуда», которую Екатерина II приобрела для Эрмитажа в 1779 году. Исследование было приурочено к юбилейному году Леонардо – 500 лет со дня смерти.

«Нам удалось обнаружить «авторский слой», что дает основания для физико-химической атрибуции. И эта работа дает возможность сделать «молекулярный паспорт» для «бренда Леонардо. Масла и смолы, которые использовал мастер Возрождения при экстракции из картины дали ощущение запаха леса после дождя. Это было удивительно», - рассказал ТАСС один из участников проекта Глеб Зильберштейн.

С помощью инновационной технологии EVA с применением вещества под сложным названием этиленвинилацетат появилась возможность без повреждения полотна изучить точный химический состав. «Темпера грасса» (состоящая из льняного масла, смешанного с яичным желтком) использовалась во всей картине. Поверхность была защищена слоем хвойной смолы. Масло розмарина использовалось в качестве разбавителя, с целью замедления процесса сушки и, таким образом, выполнялась техника глазирования.

6. Внимание, рентген!

Каждый день мы подвергаемся воздействию различных источников ионизирующего излучения, включая естественное излучение в почве и камне, а также медицинские процедуры – компьютерную томографию (КТ) и рентген. Низкие дозы облучения от этих манипуляций считаются безопасными, поскольку вызывают небольшое повреждение ДНК и, по-видимому, минимально влияют на здоровье в будущем.

Исследователи из Института Сенгера (Англия) облучили мышей дозой, равной примерно 3-4 КТ. В результате мутантные клетки р53 распространились и вытеснили клетки здоровые. После чего исследователи дали своим подопытным антиоксидант перед облучением. Он дал клеткам импульс для вытеснения р53. Но такая терапия может быть вредна здоровым тканям.

Доктор Дэвид Фернандес-Анторан, один из авторов исследования, сказал: «Наши тела - это набор «Игры клонов» - непрерывной битвы за пространство между нормальными и мутантными клетками. Мы показываем, что даже низкие дозы радиации могут дать все шансы на победу способным к раку мутантным клеткам. Мы обнаружили дополнительный потенциальный риск развития рака в результате облучения, который необходимо признать».

Чтобы понять, какой риск несет облучение людям, ученые проведут дополнительные исследования.

7. Вторая жизнь старых шин

Министерство образования и науки РФ поделилось хорошей новостью: ученые Уральского федерального университета (Екатеринбург) разработали эффективную и экологичную технологию переработки старых шин.

Сергей Щеклеин, завкафедрой атомных станций и альтернативной энергетики УрФУ, рассказал, что для этой цели используется барабанный реактор, в котором при высоком давлении и температуре получается метанол. Реактор может переработать до 457 кг резины в час, а производительность метилового спирта - до 328 кг в час.

«Реактор выполнен из высоколегированной стали, — подчеркивает Щеклеин. — Температура в нем — около 700 °С. Непрерывный режим работы позволяет утилизировать автомобильные шины без полного охлаждения реактора благодаря устройству непрерывной дозагрузки шин через шлюзовую камеру и устройствам герметичной выгрузки продуктов переработки. Для брикетирования шин перед загрузкой в реактор предусмотрен пресс. Внутренняя часть обечайки барабана реактора оснащена спиралью, а торцевая стенка — лопатками для выгрузки сухого углеродистого остатка».

«Из получаемого метанола можно производить формальдегид для изготовления полимерных материалов. Метанол также может использоваться в качестве моторного топлива для автотранспорта и авиации», - заметили в пресс-службе Министерства.

Открытие, несомненно, важное. Ведь сейчас отслужившие свой срок шины, а в России это около 1 млн тонн в год, занимают места на свалках. Мало того, что они наносят вред окружающей среде, так еще и территорию, которую можно использовать для других целей, отнимают.

8. Насекомые заменят мясо

Ученые уверены, что к 2050 году человечество перейдет на поедание насекомых. Дело в том, что 14,5% парниковых газов «производит» животноводство. Людей на планете становится больше, им надо больше мяса, а это один шаг к глобальному изменению климата. К 2050, по прогнозам ООН, количество человек на Земле составит 9,7 млрд, им потребуется в два раза больше продовольствия, чем сегодня.

«Все давно понимают, что насекомые в будущем станут для нас отличным источником белка, ненасыщенных жирных кислот, минералов, витаминов и клетчатки. При этом никто не проверял, смогут ли они заменить апельсиновый сок и оливковое масло, а также другие источники важнейших антиоксидантов», — говорит Мауро Серафини из Университета Терамо.

В ходе исследований выяснилось, что муравьи, кузнечики, цикады, гусеницы шелкопряды и африканские бабочки содержат в два раза больше антиоксидантов, чем оливковое масло или апельсиновый сок при аналогичных объемах и порциях. «Как минимум два миллиарда жителей Земли регулярно употребляют насекомых в пищу. Нам осталось убедить остальные шесть миллиардов, что это не такая уж плохая идея», — говорят авторы исследования.

Результаты говорят о том, что съедобные насекомые и беспозвоночные являются оптимальным источником биологически активных ингредиентов и высококачественных белков, минералов, витаминов и жирных кислот, а также оказывают незначительное воздействие на окружающую среду. Например, в 100 г говядины содержится 26 г протеина, а в 100 г сверчков или мучных червей – 25 г. При этом 1 кг кормов дает 100 г говядины и 590 г «сверчкового мяса». Ученые даже планируют в будущем выращивать насекомых, чтобы увеличить содержание антиоксидантов и питательных веществ.

9. Доисторический монстр

Канадские палеонтологи из Королевского музея Онтарио и Университета Торонто нашли одного из самых больших хищников Кембрийского периода. Существо, получило имя Cambroraster falcatus, потому что оно было похоже на корабль из «Звездных войн» под названием «Тысячелетний сокол».

Обнаружили отпечатки неизвестного доселе хищника в канадской части Скалистых гор, образованные 507 миллионов лет назад, на территории провинции Британская Колумбия. Это кладезь окаменелостей кембрийского периода, первые были обнаружены еще в 1909 году. Именно в кембрии появились предки почти всех типов животных.

Надо заметить, что в основном животные тех времен были весьма некрупными – не больше мизинца. Этот же – длиной около 30 см, с набором щупалец, расположенных близко друг к другу, с цилиндрическим ртом, полным острых пластин, в панцире с глубокими выемками для глаз. Он обитал на дне моря, просеивал песок и извлекал из остатков пищу.

Найденыша отнесли к отряду радиодонтов класса динокаридов. Он был предком современных членистоногих, хордовых, моллюсков. «Широкий панцирь на голове Cambroraster falcatus, а также скрытые в нем и направленные вперед глаза, делают этих существ очень похожими на мечехвостов, населяющих дно мирового океана сегодня», — заметил Джозеф Мосиюк, первооткрыватель древнего вида.

«Окаменелости в радиодонте очень редки, как правило, мы находим только разбросанные осколки и кусочки. Большое количество частей и необычайно полных окаменелостей, хранящихся в одном и том же месте, представляют собой настоящий переворот, поскольку они помогают нам лучше понять, как выглядели эти животные и как они жили», - отметил доктор Жан-Бернар Карон из университета Торонто. «Это открытие показывает, что хищничество было широко распространено на Земле уже во времена кембрия».

monstr.jpg

Lars Fields© Royal Ontario Museum. Источник

10. IQ по-быстрому

Часами склонять голову над тестами на IQ больше не надо. Перед вами – самый короткий тест на проверку коэффициента интеллекта. В нем лишь три вопроса. Разработал его профессор Массачусетского технологического института (MIT) Шейн Фредерик. Вообще ученый создал этот тест еще в 2005 году и был он нацелен на проверку когнитивных способностей. И лишь недавно он появился в интернете.

«Три вопроса – «легкие» в том смысле, что их решение просто понять при объяснении, но достижение правильного ответ часто требует подавления ответа ошибочного, который приходит «импульсивно» на ум», - написал в своей работе профессор.

3428 человек из разных сфер деятельности и разного уровня образования пытались решить задачки. Правильно ответили лишь 17% участников.

Итак, вопросы:

1. Бита и мяч вместе стоят 1,10 доллара. Бита дороже мяча на один доллар. Сколько стоит мяч?

2. Пять машин текстильной фабрики производят пять вещей за пять минут. За сколько минут 100 машин изготовят 100 вещей?

3. На озере растут кувшинки. Каждый день их количество увеличивается в два раза. Известно, что кувшинки полностью покроют всю поверхность озера за 48 дней. Сколько дней потребуется кувшинкам, чтобы покрыть половину озера?

Самые популярные ответы: 10 центов, 100 минут и 24 дня. Но они, конечно же, не верны. Правильные ответы: 5 центов, 5 минут и 47 дней.