Новости науки: 10 событий февраля

Виктор Гюго писал: «Продвигаясь вперед, наука непрестанно перечеркивает сама себя». Да, сначала ученые доказывают одно, а потом полностью меняют свое мнение. Некоторые из открытий февраля, и правда, перечеркнули более ранние находки.

Новости науки: 10 событий февраля

1. Эмоции переполняют

Ученые кафедры математического обеспечения вычислительных систем Пермского государственного университета захотели сделать роботов более человечными. Таковыми станут не только персональные роботы, но и герои компьютерных игр. Эти неживые существа смогут принимать решения, опираясь не только на логику, но и на эмоции.

Старший преподаватель кафедры Юрий Шарапов использовал исследования психологов, чтобы понять, какие функции в человеке выполняют эмоции и как они влияют на память. В итоге ученый построил математическую модель принятия решений в зависимости от эмоционального псевдовоспитания «железяки» и накопленного логического опыта. Так что робот сможет принимать либо логическое, либо эмоциональное решение, либо попросту впадать в ступор и не иметь возможности сделать выбор.

Для проведения экспериментов привлекли сотрудников кафедры общей и клинической психологии. Нужно было понять, насколько математические модели поведения роботов применимы для описания связи памяти и внимания человека. Относительная погрешность практических значений от теоретических составила 21%. Автор алгоритма отметил, что «для психологии такая погрешность – это нормальный результат».

2. Полный заряд

Морские суда в ближайшее время получат новые источники энергии. Ими станут литий- ионные аккумуляторы, которые будут работать и как источники бесперебойного питания, и как тяговые батареи. До сегодняшнего дня флот был оборудован другим типом аккумуляторов – свинцово-кислотным. Казалось бы, много лет работают, так пусть и дальше пашут на благо Родины. Но они занимают немало место – это уменьшает вместимость и грузоподъемность судна, требуют постоянного обслуживания. А мощность и энергопотребление современной техники постоянно растут. Новые аккумуляторы хранят в себе в несколько раз больше энергии, не требуют обслуживания, не выделяют водород, служат дольше, полностью заряжаются за 1 час и работают при температуре от - 40 до + 50 градусов. Это передовые технологии для отличной работы современных судов.

«Литий-ионные технологии уже доказали свои преимущества на земле, очередь — за морем. «Лиотех», являясь пионером рынка электрификации наземного транспорта, надеется стать первыми и на новом, только зарождающемся рынке. В течение ближайших четырех лет в рамках госпрограммы «Развитие судостроения 2013–2030 годов» будет построено до 1325 гражданских судов и до 652 военных кораблей», — отметил Алексей Орешин, директор по проектным продажам (морской флот) компании «Лиотех», которая, собственно, и занимается производством.

3. Пояс распоясался

За магнитным поясом давно и пристально наблюдают ученые. Существует исследовательский проект World Magnetic Model, который корректируется каждые пять лет. Но специалисты не стали ждать 2020 год, а внесли изменения уже сейчас. А все из-за высокой скорости, с которой магнитный пояс смещается.

В прошлом веке он размеренно передвигался на 10 километров в год от Канадского архипелага по направлению к Северному полюсу. Но в 90-х стал дрейфовать активнее. В 2001 скорость была 40 километров в год, в 2007 — 50, на данный момент – 55. Причем движется он от Канадской Арктики в сторону нашей родной Сибири.

Военные используют WMM для подводной и авиационной навигации, НАСА, Федеральное авиационное управление США и другие используют эту технологию для съемки и составления карт, отслеживания спутников и управления воздушным движением. Компании, выпускающие смартфоны и бытовую электронику, также полагаются на WMM, предоставляя людям точные приложения для компаса, карты и услуги GPS.

Ученые предполагают, что движение ускорилось из-за неких загадочных активностей в ядре Земли. Причем сильнее всего эта активность заметна в районе Северного полюса.

4. Загадочная Ангкора

Почему пала столица Кхмерской империи? Мыслей на этот счет было немало. Обвиняли разорительные войны против соседних монских государств и княжеств Тьямпа. Думали и про природные катаклизмы – чередование паводков и засухи.

И вот ученые исследовали осадочные породы в районе бывшей столицы – Ангкоры. «Изменения в землепользовании оставляют контрольные следы в осадочных отложениях, которые можно измерить. Измерение этих следов в буровых колоннах позволяет нам реконструировать то, что люди делали в ландшафте в течение длительных периодов времени», - сказал доцент Дэн Пенни из Университета Сиднея.

Активность земледелия снижалась постепенно в течение 100 лет до полного исчезновения мегаполиса. Все меньше вырубали леса, занимались почвой, жгли костры. К концу XIV столетия один из рвов был покрыт плавающей болотной растительностью, поскольку им больше не пользовались. Так что гибель Ангкора была не катастрофическим крахом, а постепенным оттоком городской элиты. Город пустел и рушился.

5. Защитные полоски

Зебра – существо симпатичное, полосатое. Но для красоты ли эти полоски нужны? Выдвигались предположения, что с помощью такой маскировки они прекрасно «теряются» в саванне и хищники их не видят. А, может, они нужны для терморегуляции?

И вот британские ученые провели эксперименты и получили неожиданный ответ. Полоски нужны, чтобы слепни не садились на зебр и не кусали их. «Слепни просто пролетают мимо полосок или врезаются в них, чего почти никогда не происходит, когда они кружат над лошадьми. Благодаря этому мухи гораздо реже садятся на зебр, чем на их одомашненных родичей», — сообщил Тим Каро из Бристольского университета.

В эксперименте принимали участие собственно три зебры и семь лошадей разной масти. Некоторые лошади были одеты в полосатые накидки и пахли как зебры. Полоски не сделали животных «невидимками». Слепни кружили над зебрами, «конями в пальто» и лошадьми разных цветов. Но полоски сбивали мух и слепней с толку. Создалось ощущение, что насекомые неправильно оценивали расстояние до зебр и лошадей в полосатых костюмах, двигались слишком быстро и врезались в них. Как результат – редкие укусы А вот черным и белым лошадям так не повезло.

Интересное замечание – зебры вообще более настороженно относились к слепням. Они старались убегать от них, лишь увидев на горизонте. Ученые предполагают, что на такое восприятие повлияла жизнь в Африке, где насекомые переносят множество опасных заболеваний.

6. Крошка Галактика

Интересные открытия часто делаются случайно. Вот и сейчас международная группа астрономов спокойно изучала белых карликов в шаровом скоплении NGC 6752. И неожиданно обнаружила новую галактику. Ее возраст – 13 миллиардов лет, то есть примерно столько же, сколько и самой Вселенной.

Получило открытие имя ученого – Bedin 1. Это карликовая сфероидальная галактика – небольшого размера, неяркого свечения, без пыли. Обнаруживают их регулярно. Но у этой находки есть несколько особенностей. Bedin 1, пожалуй, самая изолированная галактика из обнаруженных на сегодняшний день. Ведь находится она в 30 миллионах световых лет от Млечного пути и в 2 миллионах световых лет до ближайшей галактики NGC 6744. А из-за своего возраста она является астрономическим эквивалентом живой окаменелости ранней Вселенной. Что позволит лучше понять процессы формирования галактик в ранней Вселенной.

Ученые считают, что это прекрасная находка, которая раскроет немало тайн.

7. Страшный аллерген

Может быть, это шоколад? Нет! Может быть, апельсин? Опять мимо! Это соль. Если быть точными, соль может быть ключевым фактором аллергических имунных реакций, поскольку приводит к образованию клеток Th2. Эти иммунные клетки активны при аллергических состояниях, с частности, при атопическом дерматите. Ученые из Технического Университета Мюнхена также обнаружили, что уровень натрия на коже с атопическим дерматитом выше нормы в 30 раз.

Т-клетки для иммунитета важны – они помогают организму бороться с инфекциями. Но они же иногда начинают атаковать части тела или безобидные аллергены. Тогда и выходят на арену те самые клетки Th2, вызывающие воспалительные заболевания кожи. В этот же момент начинают усиленно производиться белки интерлейкин 4 (IL-4) и интерлейкин 13 (IL-13). Так вот хлорид натрия может вызывать в Т-клетках то состояние, при котором этот процесс запускается.

Профессор Кристина Зелински говорит: «Давно известно, что у пациентов с атопическим дерматитом повышен уровень бактерии Staphylococcus aureus на коже. Это бактерии, которые процветают в соленых условиях, в отличие от других бактерий».

8. Креатив любит тишину

Есть мнение, что креативное мышление расцветает в полную мощь, если вы творите под музыку. Британские ученые уверены в обратном. «Мы нашли убедительные свидетельства того, что результативность выполнения занятий становится хуже, когда играет музыка», — говорит доктор Нил МакЛатчи из Ланкастерского университета. Была проведена серия экспериментов: изучили людей, которые креативили под музыку (с текстом или без), в тишине и под звуки библиотеки.

Оказалось, что любой нестационарный фоновый звук (например, музыка) разрушает творческие и аналитические процессы, необходимые для решения задач, а в результате ваша производительность снижается. И неважно, на родном или иностранном языке играли песни, нравилась музыка испытуемым или нет. Человек в любом случае отвлекался на мелодии, и часть его ресурсов уходило на прослушивание. Библиотечное «шуршание» не влияло на творческие способности, воспринималось как фоновый шум. А идеальным «спутником» назвали тишину.

9. Воскресшие из мертвых

Периодически то одно, то другое животное называют вымершим. Некоторых спустя годы неожиданно обнаруживают. Февраль был богат на подобные открытия.

Вон они, февральские чудеса: тайваньского дымчатого леопарда последний раз видели в 1983 году, гигантская черепаха вида Chelonoidis phantasticu была обнаружена на Галапагосских островах была спустя 113 лет, а крупная пчела Megachile pluto не обнаруживала себя 38 лет. И вот, в 2019 году они вновь проявили себя.

Гигантская пчела размером 4 сантиметра в длину была обнаружена британским энтомологом Альфредом Уоллесом в 1858 году. Он описал ее как «большое, похожее на осу черное насекомое с челюстями как у жука-оленя». Но после открытия ее численность начала резко снижаться. И в 1981 году на индонезийском острове Бачан ее видели в последний раз. В этом году исследовательская группа североамериканских и австралийских биологов обнаружила гигантскую пчелу-самку Уоллеса, живущую в гнезде термитов на дереве, на расстоянии более двух метров от земли. «Было просто потрясающе видеть этого «летающего бульдога». Увидеть, насколько красив и велик этот вид в жизни, услышать звук его гигантских крыльев, когда он проносился мимо моей головы, было просто невероятно», - сказал Клей Болт, фотограф-специалист, который сделал первые снимки вновь открытой пчелы Уоллеса.

10. Не впасть в деменцию

Хотите избежать деменции и ее наиболее распространенной формы – болезни Альцгеймера? В рассвете сил больше времени уделяйте физическим упражнениям и занятиям, развивающим ум. Ученые Гетеборгского университета в Швеции 44 года наблюдали за 800 женщинами. В начале исследования добровольцы ответили на вопросы об уровне их физической и умственной активности. Затем женщин разделили на группы в зависимости от этого уровня.

За эти годы у 194 женщин развилась деменция, при этом у 102 участниц была диагностирована болезнь Альцгеймера. У женщин с высоким уровнем умственной активности риск развития болезни Альцгеймера был меньше на 46%, а риск возникновения деменции – на 34%. Физическая активность уменьшала вероятность сосудистой деменции на 52%, а смешанной – на 56%.

Что же понимали ученые под работой ума и тела? Физическая активность – это ходьба, садоводство, боулинг или езда на велосипеде в течение минимум четырех часов в неделю, а также бег или плавание несколько раз в неделю и даже участие в соревновательных видах спорта. Умственные занятия включали чтение, игру на инструментах, пение в хоре, посещение концертов, садоводство, занятие рукоделием или посещение религиозных служб.

«Результаты показывают, что эти мероприятия в среднем возрасте могут сыграть роль в предотвращении деменции в пожилом возрасте и сохранении когнитивного здоровья. Это потрясающе, ведь виды деятельности люди могут легко и без особых затрат внедрить в свою жизнь», - сказала автор исследования Дженна Наджар, доктор медицины из Гетеборгского университета в Швеции.