Новости науки: 10 событий декабря

«Наука непогрешима, но ученые часто ошибаются», - заметил французский писатель Анатоль Франс. Физики бились над разгадыванием загадки с пузырем около 100 лет, выдвигали ошибочные суждения, а студент головоломку решил! И это стало одним из открытий декабря.

Новости науки: 10 событий декабря

1. Там, где лес шумел

Обнаружен самый древний на планете лес, его возраст – 386 миллионов лет. К такому выводу пришли ученые, изучив отпечатки корневой системы крупных деревьев. Они нашли их в 2008 году в заброшенном песчаном карьере в местечке Каир в штате Нью-Йорк (США). Специалисты Кардиффского университета и Университета Бингемтона предположили, что эти деревья были частью огромного леса, который рос тут в середине девонского периода.

Площадь леса была не меньше 3 000 квадратных метров. И росло тут минимум два вида деревьев – Eospermatopteris, похожие на пальму или древовидный папоротник, и Archaeopteris с мощной корневой системой, именно ее отпечатки и обнаружили ученые. Корни, надо заметить, весьма серьезные – до 11 метров в длину и до 15 сантиметров в толщину. Размножались деревья спорами, а не семенами. Была там корневая система и еще одного вида – возможно, древовидного плауна.

«Эти деревья способствовали удалению углекислого газа из атмосферы. В итоге к концу девонского периода количество углекислого газа в атмосфере уменьшилось до сегодняшнего значения», – заметил Кристофер Берри, один из авторов исследования.

Но как же этот древнейший лес исчез? Исследователи сделали вывод, что во всем виновато наводнение. Дело в том, что в найденных слоях обнаружили окаменелости рыб. Очевидно, благодаря бескислородной среде корневая система так хорошо сохранилась.

shutterstock_1408659674.jpg2. Каждому подоконнику – свой томат!

Ученые вывели новую разновидность томатов, которые состоят сплошь из плюсов. Во-первых, выращивать такие помидоры можно хоть на подоконнике, хоть в гараже, в общем, где угодно, дачный участок вам не понадобится. Во-вторых, они быстро созревают – им нужно не более 40 дней. После редактирования генома получился этакий помидорный букет – компактный, с большим количеством небольших плодов.

Исследования проводились в лаборатории в Колд-Спринг-Харбор (США). Специалисты отредактировали два гена – SELF PRUNING (SP) и SP5G, которые отвечают за переход к репродуктивному росту. Это позволило вывести томаты, которые быстро растут, цветут и плодоносят.

«У них отличная форма, небольшой размер и они приятны на вкус. Самое главное, что они экологичны. Это демонстрирует, как мы можем производить продовольственные культуры по-новому, без необходимости раскапывать землю или вносить чрезмерное количество удобрений, которые потом стекают в реки и ручьи. Это новый подход, позволяющий накормить людей локальными продуктами и с наименьшим углеродным следом», - говорит профессор Закари Липпман.

В ходе дальнейших исследований ученые планируют создать большое количество культур, которые можно отнести к «культурам городского сельского хозяйства». А, может, даже в космос их запустить!

3. Чеснок еще поборется!

А бороться он будет с одной из популярных проблем – атеросклерозом, который в частности вызывает инфаркты и инсульты. Сейчас в ход идут синтетические препараты – статины, но ученые захотели найти природные аналоги, у которых нет побочных эффектов.

«Чеснок предотвращает накопление холестерина в интимо-медиальном слое внутренних стенок сосудов, тем самым препятствуя образованию атеросклеротических бляшек», — рассказал профессор Василий Карагодин, директор НИИ «Нутрициология и здоровое долголетие» РЭУ им. Г.В. Плеханова в Москве.

Оказалось, что препараты из чеснока могут поддерживать просвет кровеносных сосудов, рассасывать бляшки, понижать кровяное давление, улучшать свертываемости крови и нормализовать ее липидный профиль. А пожизненное применение вреда не принесет из-за отсутствия побочных эффектов. Сейчас средства на основе чеснока регистрируются как БАД, но в ближайшем будущем они перейдут в класс безрецептурных лекарственных препаратов.

О своем открытии ученые Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова совместно с коллегами из КНР написали в Chinese Journal of Natural Medicines.

shutterstock_282081980.jpg

4. Чистим-чистим

Сточные воды надо чистить, это понятно. Но чем? Ученые из Объединенного института высоких температур (ОИВТ) Российской Академии наук и университета Уттаранчал (Индия) предложили использовать для этих целей микроводоросли. Более того, даже опробовали его на водах индийской реки Биндал.

«Биологический анализ воды в реке Биндал показал, что она сильно загрязнена тяжелыми металлами - свинцом, железом, никелем, цинком, медью и другими металлами, а также вредоносными бактериями, отходами жизнедеятельности животного и человеческого происхождения. Эти загрязнители вредны для людей, домашних животных и водных организмов, такая вода непригодна для сельского хозяйства», – считает доктор Винод Кумар, руководитель индийской научной группы, профессора химического факультета университета Уттаранчал.

Чудесным образом в воде на 90% снизилось содержание бактерий и кишечной палочки, на 90% органических и неорганических соединений, общего органического углерода, также на 70% понизилась щелочность и жесткость воды, на 90% снизилось содержание цинка, свинца, меди, железа, никеля и других металлов. В очищенную воду на 96 часов запустили четыре аквариумных рыбки. И что бы вы думали? Они даже потолстели за это время, их самочувствие было на уровне! Кстати, «отработанные» микроводоросли не выбросили, а получили из них биотопливо.

«Подобран новый штамм микроводорослей, зарегистрированный в международной базе NCBI под именем Ind-Jiht-1. Кроме того, будут оптимизированы процессы получения биотоплива из микроводорослевой биомассы, полученной в результате очистки сточных вод», - отмечает Михаил Власкин, заведующий лабораторией энергоаккумулирующих веществ ОИВТ РАН.

Кстати, в будущем микроводорослями хотят очищать не только воду, но и воздух.

5. Защита не сработала

В 2012 году на средиземноморском побережье Израиля случился зимний шторм. И его волны освободили от песка постройки, находящиеся на глубине около четырех метров в 80 метрах от берега. Так было обнаружено поселение эпохи неолита Тель-Хрейц. Правда, в те годы изучить его внимательно не удалось. Случилось это позже, в 2015 году, когда в море разыгрался очередной зимний шторм. Полученными данными исследователи поделились с общественностью в декабре 2019-го. В поселении обнаружили фрагменты домов, кости коров и собак, оливковые косточки, каменный очаг, несколько погребений и другие необходимые для жизни элементы. Однако больше всего заинтересовало ученых не это. А остатки стены, которая защищала поселение от поднимающейся воды. Возраст сооружения – около 7 000 лет, протяженность – более 100 метров, высота около метра.

«Подобный проект требует усилий всего населения. То, что представители культуры, не знавшей колеса, смогли перетащить такие камни, свидетельствует о важности предприятия», - заметил доктор Эхуд Галили руководитель раскопок.

К сожалению, людей это не спасло. Каждый год уровень воды повышался на 4-7 миллиметров. И в итоге, по словам ученых, дамба рухнула под напором воды, и жителям пришлось уйти с «насиженного местечка».

Джонатан Бенджамин, морской археолог из Университета Флиндерса в Австралии, отметил, что эта дамба – самая древняя в мире стена береговой защиты.

shutterstock_90187267.jpg

6. Кошмар успокаивает

Чтобы это доказать, ученым из Женевского университета в Швейцарии пришлось потрудиться. Они провели два исследования: в первом участвовало 18 человек, во втором 89. Испытуемые в первой группе спали, а их мозговая активность отслеживалась электроэнцефалографом. Спать было не очень удобно, ведь на голове участников закрепили по 256 датчиков. Плюс к этому людей несколько раз будили, чтобы узнать, снятся ли им кошмары.

«Нас интересовал страх: какие зоны мозга задействованы, когда снятся плохие сны. Анализируя активность мозга в зависимости от ответов участников эксперимента, мы выявили два участка, которые отвечают за ощущение страха во сне: это центральная доля и передняя поясная кора. Центральная доля участвует также в оценке эмоций при пробуждении и систематически активируется тогда, когда мы ощущаем страх.

Что касается передней поясной коры, то она задействована в подготовке организма к реагированию на угрозу. Впервые мы показали, что одни и те же участки мозга активируются, когда страх ощущается во время пробуждения и во сне», - объяснил задачу Лампрос Перогамврос, один из авторов работы, сотрудник Женевского университета.

Подопытные из второй группы вели дневники сна в течение недели: они описывали сновидения и пережитые эмоции. Потом ученые исследовали добровольцев с помощью МРТ, чтобы понять, как те реагируют на демонстрируемые им изображения сцен насилия или бедствия.

«Сновидения могут считаться подлинными тренировочными инструментами наших будущих реакций, и они способны потенциально подготовить нас к встрече с опасностью», - делает вывод Перогамврос. Так что, настоящий кошмар во сне отличным образом скажется на вашем психологическом равновесии в дневное время, полное стрессов. Теперь ученые хотят пойти дальше – разработать терапию тревожного расстройства с помощью снов.

shutterstock_1036798303.jpg

7. Куда уходят звезды?

Международная группа исследователей, представляющих Швецию, Испанию, Финляндию, США, Нидерланды, Бельгию, Швейцарию, Индию, Россию. Украину, Великобританию, решила пересчитать звезды на небе, сверившись с подробными картами неба, сделанными в 1950-х годах. Вроде в масштабах Вселенной, прошло всего ничего. Но вот 100 звезд куда-то волшебным образом пропали.

Сверку карт на первом этапе вел искусственный интеллект. Он увидел 150 000 подозрительных объектов, из которых 24 000 ученые стали изучать самостоятельно, глазами. Получилось, что многие из этих объектов все-таки нашлись, но вот сотни звезд специалисты все же не досчитались.

Среди причин исчезновения астрономы назвали несколько. Во-первых, возможно, это вспыхивающие звезды – их то видно, то не видно. Во-вторых, кто-то мог превратиться в черную дыру, хотя вероятность такого события невелика. Высказали и третью, инопланетную теорию. Мол, инопланетяне просто закрыли их щитами, чтобы использовать энергию светила по максимуму. Были и еще одна гипотеза – возможно, это были корабли пришельцев, которые попросту улетели бороздить космическое пространство. А, может быть, эти звезды перешли на новый этап своего развития. В общем, пока исчезновение века – тайна, покрытая мраком.

8. Вечно молодое

shutterstock_291063407.jpgУченые из США получили сорт яблока, которое можно хранить аж целый год, правда, только в холодильнике. Назвали они его Cosmic Crisp, потому что белые пятнышки на темно-красной кожице напоминают ночное звездное небо. В декабре первые яблочки появились на полках американских магазинов, стоят они 4,5 доллара за килограмм.

Пришлось попыхтеть, чтобы получить заветный фрукт. 22 года и 10 миллионов долларов потребовалось ученым Университета штата Вашингтон на выведение гибрида сортов Honeycrisp и Enterprise под кодовым названием WA38.

«Это ультрахрустящее и относительно крепкое яблоко, у него сбалансированный сладко-кислый вкус, а еще оно очень сочное», — заметила Кейт Эванс, глава программы. Их мякоть медленно становится коричневой, то есть процесс окисления замедлен, поэтому увеличивается срок хранения без потери качества.

Фермеры из штата Вашингтон получили лицензию на 10 лет, так что выращивать чудо-яблоки пока могут только они. А они и рады стараться, уже посадили 12 миллионов деревьев.

9. Притормозить старость

Наш организм резко «сдает» в определенные периоды – в 34, 60 и 78 лет, то есть, стареет не равномерно, а скачками. И в течение трех периодов жизни человека: в молодости, позднем среднем и пожилом возрасте. К такому выводу пришли специалисты Медицинской школы Стэнфордского университета в США. Они проанализировали плазму 4263 человек в возрасте 18-95 лет. «Белки являются рабочими лошадками клеток организма. Когда их относительные уровни претерпевают существенные изменения, тогда меняетесь и вы», - отметил руководитель исследования Тони Уисс-Корей, профессор неврологии, возглавляющий Стэнфордский исследовательский центр по болезни Альцгеймера. Так что, информация о 373 из этих белков способна предсказать возраст человека с точностью до трех лет.

Ученые также заметили, что мужчины и женщины стареют по-разному. Сильно с возрастом меняются 1379 белков, из них 895 точнее предсказывают возраст мужчин, чем женщин.

Институт исследования старения предоставил для изучения образцы крови от людей группы ашкенази в возрасте 95 лет. «У нас были данные о силе хвата руки и когнитивных функциях мозга этой группы. Те, у кого были более сильные ручные захваты и лучше сознание, согласно результатам плазменно-белкового анализа крови, были моложе, чем они есть на самом деле», — заявил Тони Уисс-Корей.

Плюс этого открытия – выявление показателя старения. Осталось научиться на этот показатель воздействовать, чтобы хотя бы затормозить процесс. Открылся новый путь к исследованиям по проблемам старости.

shutterstock_131384516.jpg

10. Столетняя загадка

Ученых мужей мучал вопрос: почему пузырек воздуха в вертикальной трубе с водой диаметром в несколько миллиметров остается без движения? Ведь, если размышлять логически, он должен подниматься вверх, как это происходит, например, при открытии бутылки с минеральной водой.

И вот случилось практически чудо: никому не известный студент-бакалавр из Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария) Васим Дауади эту физическую загадку разгадал.

Раньше физики полагали, что пузырек попросту прилипает к трубе. «Виновником» называли форму пузыря, или ультратонкую пленку между пузырем и стенкой. Но вот объяснить, почему пузырь не двигается, они не могли.

А Дауади вооружился техникой. Он впервые смог понаблюдать, измерить и описать свойства ультратонкого слоя между пузырем и стенкой трубки. И отметил, что сам пузырь движет, но так медленно, что невооруженный глаз это передвижение зафиксировать не может. Ведь толщина пленки – несколько десятков нанометров. И, несмотря на наноразмер, она создает серьезное сопротивление потоку, что сильно замедляет передвижение.

«Недавние расчеты показывают, что движение пузыря зависит от гидродинамики окружающей жидкой пленки; однако количественные измерения этой динамики отсутствуют. Мы даем измерения динамики жидкой пленки, окружающей пузырь», - заметили авторы исследования – Васим Дауади и Джон Колински, руководитель лаборатории «Инженерной механики мягких интерфейсов». Результаты опубликовали в журнале Physical Review Fluids.