Новости науки: 10 событий августа

Сергей Иванович Вавилов заметил: «Когда наука достигает какой-либо вершины, с нее открывается обширная перспектива дальнейшего пути к новым вершинам, открываются новые дороги, по которым наука пойдет дальше». Одно открытие влечет за собой другое, открывает неведанные доселе горизонты. Вот взять хотя бы прочнейшую сталь, регенерирующие зубы, вакцину для кошек. Наука достигла вершины?! Ну уж нет – впереди вершины следующие.

Новости науки: 10 событий августа

1. Дело пахнет Клеопатрой

Появилась возможность узнать запах духов, которые могла использовать легендарная царица. Ученые Гавайского университета в Маноа воссоздали древнеегипетский парфюм, в основе которого мирра, кардамон, корица и оливковое масло.

«Это была «Шанель № 5» Древнего Египта, - говорит профессор Роберт Литтман. -Приятно ощущать запах духов, которые никто не нюхал более 2000 лет и которыми могла пахнуть сама Клеопатра».

Ученые вели раскопки на египетской территории, где в свое время находился город Тмуит, основанный более 6500 лет назад. В результате, был обнаружен огромный комплекс печей III века до н.э. Рядом находились золотые и серебряные украшения, которыми, очевидно, платили за духи. Там же были черепки флаконов.

К сожалению, аромат давно выдохся, но ученых это не остановило – они провели химический анализ остатков. А затем с полученными данными обратились к экспертам по египетской парфюмерии Доре Голдсмит и Шону Кофлину. Те изучили древнеегипетские тексты с формулами духов и воссоздали парфюм.

Он не был похож на современные духи – получилась густая и липкая смесь, напоминающая по консистенции масло. Запах у них довольно сильный, зато и на теле дольше держится.

c09fee.jpg

2. Прочнее стали только сталь!

Ученые Томского политехнического университета повысили износостойкость стали более, чем в 100 раз, и добавили несколько новых полезных качеств. Это удалось сделать, усовершенствовав процесс легирования – улучшения свойств металла за счет добавления в него примесей.

Ионная имплантация (ионное легирование) помогает менять элементный состав, микроструктуру и морфологию поверхностных слоев, а это влияет на износостойкость, коррозионную стойкость и другие характеристики материала.

«Предложенный нами способ увеличения глубины проникновения ионов в материал заключается в усилении радиационно-стимулированной диффузии пучками ионов очень высокой плотности, на два-три порядка превосходящими используемые в традиционной ионной имплантации», — рассказал Александр Рябчиков, руководитель исследования, заведующий лабораторией высокоинтенсивной ионной имплантации ТПУ.

Результаты, которые получила лаборатория, позволяют с уверенностью смотреть в светлое будущее. Ведь ученые подтвердили, что теперь можно создавать легированный поверхностный слой глубиной до нескольких сотен микрометров, другие же методы ионного легирования добивались глубины лишь в десятки и сотни нанометров.

Ученые верят, что это открытие произведет революцию в технологиях улучшения свойств материалов. В дальнейшем можно будет снизить стоимость применение этой технологии и повысить качество продукции, но для этого нужно будет провести еще несколько исследований. Результаты исследования ученые опубликовали в «Surface and Coatings Technology».

3. А какие пингвины раньше были!

Думаете, все пингвины маленькие и миленькие? Конечно, за исключением весьма крупного пингвина императорского, который вымахал до 120 см. Между тем, новозеландские палеонтологи нашли кости пингвина, которого окрестили «Пингвином-монстром» - видимо, из-за его роста в 160 сантиметров и веса в 80 килограммов.

В 2018 году в местечке на берегу реки Вайпара, на новозеландском Южном острове, были обнаружены кости нижних конечностей морской птицы. Причем нашел их палеонтолог-любитель Ли Лав. Позже его находку внимательно изучили специалисты. И обозвали пингвина Crossvallia waiparensis, он принадлежал ранее неизвестному науке виду. Исследователи Кентерберийского музея говорят, что жил он 66-56 миллионов лет назад на территории Новой Зеландии в эпоху палеоцена. Они также заметили, что ноги у этих особей больше использовались для плаванья, чем для ходьбы. Возможно, они вообще и ходить-то не умели, поскольку не были приспособлены к прямохождению.

Исследование опубликовали в журнале Alcheringa: An Australasian Journal of Palaeontology.

пингвин.png

4. Тайна Озера скелетов

В 1942 году на берегу высокогорного ледникового озера Рупкунд в индийской части Гималаев обнаружили более 500 человеческих скелетов. До сегодняшнего дня все думали, что в один не прекрасный день эти люди оказались вместе на берегу озера и почему-то коллективно погибли. Были версии, что паломников засыпало во время обвала, что это было ритуальное самоубийство, что это останки японских солдат, так и не пересекших Гималаи во время Второй мировой войны, и так далее.

Международная научная группа из Индии, США и Европы определила, что останки принадлежали, как минимум, трем генетически отличным друг от друга группам. Оказались эти группы на берегу озера в разное время, интервал между появлениями мог составлять тысячу лет.

Реконструкция полного гена 38 скелетов рассказала подробности. Оказалось, что 23 человека оказались выходцами из Индии. И погибли они в VII–X веке нашей эры. Причем, возможно, из-за разных событий. 14 — из Средиземноморья (Крита и Греции), а один – из Юго-Восточной Азии. Эти группы пришли к озеру в XVII–XX веках. Но зачем они пришли? Это науке пока неизвестно.

«Мы были крайне удивлены происхождением скелетов Рупкунда. Наличие людей с предками из восточного Средиземноморья говорит о том, что озеро было не просто интересно местным жителям, но и привлекало посетителей со всего мира», — сообщила автор исследования Эдаоин Харн из Гарвардского университета.

photo_2019-09-06_18-47-22.jpg

5. Выпал зуб? Вырастет другой!

Зубы у человека перестают расти еще в детстве. С годами они заметно портятся – то кариес, то пульпит, а там и до полного разрушения недалеко. А вот у верблюдов, лам, крыс и некоторых других животных зубы растут всю жизнь. Дело в том, что в основании их зубов есть несколько колоний «взрослых» стволовых клеток, которые способны восстанавливать все зубные «детали». Но ученые давно знают, что и у человека такие клетки есть, но вот восстановлением зубов они почему-то не занимаются.

Британские молекулярные биологи обнаружили сигнальную молекулу Dlk1, которая отвечает за эту функцию в зубах млекопитающих. Она регулирует количеством дентина, который производят стволовые клетки, что расположены у основания резцов грызунов. Поэтому их зубы всегда в прекрасной форме и примерно одной длины на протяжении всей жизни.

Ученые пошли на эксперимент. Крысам просверлили дырки в зубах. И заполнили их двумя составами: стандартным, которым обычно заполняют каналы, и составом с подмешанным в него белком Dlk1. Во втором случае произошло заживление пульпы и восстановление дентина.

«Пока что все это лабораторные опыты, и нам придется проделать много работы, прежде чем мы сможем применять подобные методики для лечения человека. С другой стороны, уже сейчас можно сказать, что это большой прорыв в регенеративной медицине, который радикально поменяет жизнь пациентов в ближайшем будущем», — с надеждой смотрит в будущее Бин Ху из университета Плимута (Великобритания).

зубы.png

6. Мальчик или девочка?

У людей пол определяется комбинацией женских и мужских половых хромосом. У многих рептилий и беспозвоночных животных все не так – их пол определяется температурой окружающей среды, в которой растут их яйца.

Не так давно ученые из Австралии и Китая обнаружили, что эмбрионы китайских зеленовласых черепах меняют свое положение внутри яйца. Так они, во-первых, защищают себя от перегрева или переохлаждения. А, во-вторых, не дают случиться тому, что из яиц появятся только мальчики или только девочки. С помощью этих перемещений они выбирают себе пол сами. Если было прохладно, появлялись самцы, если тепло, то самки.

Эмбрионы в естественной среде умело находят «зону Златовласки» - место с приятной средней температурой – 29 градусов по Цельсию, в итоге на свет появлялись практические одинаковое количество самцов и самок.

Ученые полагают, что эта способность объясняет, почему они еще не вымерли от резких изменений климата. И это, возможно, поможет им спастись от вымирания, которым грозит глобальное потепление.

«Контроль эмбриона над собственным полом может быть недостаточным, чтобы защитить его от очень быстрого изменения климата, вызванного человеческой деятельностью. Однако обнаружение этого удивительного уровня контроля в таком крошечном организме позволяет предположить, что, по крайней мере, в некоторых случаях эволюция позволяла справляться с такими проблемами», – говорит Вэй-го Ду из Института зоологии КАН в Пекине (Китай).

7. Бокальчик красного, пожалуйста!

Да-да, и снова на арене вино! Сотрудники Королевского колледжа Лондона изучили влияние пива, сидра, красного вина, белого вина на кишечную микрофлору и на здоровье в целом. В исследовании приняло участие около 3000 человек из Великобритании, США и Нидерландов.

«Уже давно известно о необъяснимой пользе красного вина для сердца, однако это исследование показывает, что его умеренное потребление связано с более разнообразной и здоровой микрофлорой кишечника», — отметила первый автор работы доктор Кэролайн Ле Рой.

Авторы полагают, что спасибо надо сказать большому количеству полифенолов, они «кормят» полезных микробов нашего организма. Полифенолы – это защитные химические соединения, которые содержатся, в частности, в кожуре винограда.

Микробиом кишечника человека с большим количеством различных видов бактерий оказывает большое влияние на здоровье. Дисбаланс «хороших» и «плохих» микробов в кишечнике может привести к неблагоприятным последствиям для здоровья, таким как снижение иммунной системы, увеличение веса или рост уровня холестерина.

Получается, что умеренное употребление красного вина хорошо влияет на кишечную микрофлору, вес и уровень холестерина. Но что значит умеренное? Ученые рекомендуют прикладываться к бокалу не чаще одного раза в две недели.

8. Пауков бояться, в лес не ходить!

В Катунском заповеднике обнаружили новый вид паука, относящегося к семейству Lycosidae (паука-волка). Разглядела его группа энтомологов Алтайского государственного университета во время экспедиции по Мультинскому участку Катунского заповедника в Республике Алтай.

«Пауки этого рода живут только в высокогорьях. Две трети представителей их видов являются эндемиками Алтайских гор. Новый вид отличается от своих сородичей – пауки живут на одной горе и в одной осыпи со вторым видом из этого рода (уже известным науке). Данная ситуация, совместное обитание в одной осыпи двух пауков из рода Acantholycosa, является уникальной», - рассказал о встрече участник экспедиции аспирант БФ АлтГУ Александр Фомичев.

Умелые энтомологи смогли не только увидеть его, но и сфотографировать. Правда, и этого им оказалось мало, так что они отобрали несколько особей для дальнейшего описания и изучения. И это несмотря на то, что по натуре пауки пугливы и, если что не так, сразу бежали в щели между камнями.

shutterstock_151934447.jpg

9. Старушка-Луна

Ученые заявили, что Луне, как минимум, на 100 миллионов лет больше, чем считалось ранее. Астрономы во главе с Карстеном Мункером, профессором геохимии и космохимии Кёльнского университета (Германия) вновь проанализировали образцы лунного грунта, который собрали астронавты миссии «Аполлон».

Особое внимание обратили ни три элемента – гафний, уран и вольфрам. Ведь они, как кольца на дереве, позволяют датировать образцы, поскольку содержат радиоактивные изотопы с известным периодом полураспада. Подобные исследования проводились и раньше, но технология радиоизотопного анализа совершенствуется с годами. Так что удалось определить более точный возраст.

Сформировался спутник примерно через 50 миллионов лет после рождения Солнечной системы. Главный автор исследования геолог Максвелл Тьеменс объяснил, почему это важно знать: «Формирование Луны было последним значимым планетарным событием после формирования Земли, поэтому возраст Луны — это минимальный возраст Земли».

shutterstock_266203424.jpg

10. Гипоаллергенная кошка? Нонсенс!

А вот в Швейцарии ученые уже разработали вакцину, которая делает кошку гипоаллергенной. Основным виновником возникновения аллергии выступает белок Fel d1, который вырабатывается в сальных и слюнных железах. Кошки вылизывают себя, аллерген попадает на шерсть, а та, в свою очередь, активно распространяется по квартире. И вот – вы уже чихаете, кашляете, задыхаетесь, глаза слезятся.

Причем вакцинировать будут кошек. «Вакцина была испробована на 54 здоровых кошках, каждая из которых смогла стать гипоаллергенной», - сообщили специалисты. Переносился препарат хорошо, негативных последствий на здоровье кошки не оказывал. Вакцинация вызывает нейтрализацию антител и может привести к уменьшению симптомов аллергических заболеваний у владельцев кошек. Возможно, выброшенных одиноких питомцев станет меньше.

Вакцина может поступить после клинических испытаний. Но обещают, будет доступна не раньше 2022 года.