Вестник АЭМ

Онлайн-версия издания

Яндекс.Метрика

Евгений Бабич: «Только у России есть область применения атомного флота»

И. о. главного конструктора проекта 22220 ЦКБ «Айсберг» — о ледоколе «Арктика» и развитии атомного судоходства

Евгений Бабич: «Только у России есть область применения атомного флота»

Shutterstock


СПРАВКА

Евгений Бабич, и. о. главного конструктора проекта 22220

Окончил факультет кораблестроения и океанотехники СПбГМТУ. В ЦКБ «Айсберг» с 2003 года, прошел путь от инженера-конструктора до начальника проектного отдела. С 2021 года — и. о. главного конструктора проекта 22220

О новой «Арктике»

Атомоход серии 22220 больше и мощнее своих предшественников. У него шире канал и, соответственно, он может проводить суда больших габаритов. С точки зрения энергетики он такой же двухреакторный, как и предшественник, но реактор другой — РИТМ-200. В нем парогенераторы находятся в едином блоке с активной зоной, не вынесены за пределы основного блока.

Колет или давит?

«Ледокол» — не совсем точное слово. Корабль лед не колет, а продавли­вает. Как бы подминает под себя. И чем больше масса ледокола, тем легче ему двигаться во льдах.

Этот процесс можно сравнить с колкой дров: тяжелым колуном делать это легче, чем легким топориком. То же самое и с ледоколом.

На корабле есть внутренние балластные цистерны, которые заполняются морской водой. Они используются для увеличения массы и заглубления судна — увеличения его осадки.

О двойной осадке «Арктики»

Перед ЦКБ «Айсберг» стояла задача: ледокол должен ходить не только по Севморпути, но и в устьях сибирских рек — зайти, например, в Сабетту или Дудинку. Но в устьях рек всегда есть мелководные участки, где течение намывает речные бары. Ледокол должен их, как мы говорим, «перепрыгнуть» — то есть пройти, уменьшив осадку. С помощью балластной системы номинальную осадку в 10,5 метра (это осадка, при которой ледокол работает на трассах СМП) можно уменьшить до минимальных 9 метров.

О ледопроходимости

Льдов больше 3 метров толщиной в Арктике не существует. Бывает, конечно, торосистость — нагромождения льда на много метров вверх и вниз. Но, когда мы говорим о ледопроходимости, мы подразумеваем ровный сплошной лед. Средняя толщина арктического льда — 1,5–2 метра. И ледокол идет по нему со скоростью 5–6 узлов.

Например, у ледокола «Лидер» заявлена ледопроходимость в 4 мет­ра. Это математическая абстракция, кото­рая выведена путем интерполяции и озна­чает только то, что «Лидер» может в нормальных арктических льдах идти с нужной коммерческой скоростью. В реальной жизни со льдом такой толщины он не встретится.

О походе «Арктики» на Северный полюс

Осенью 2020 года в рамках перехода из Санкт-Петербурга в Мурманск ледокол достиг Северного полюса. Заход к полюсу был, с одной стороны, задачей политической, но, с другой стороны, это был удобный момент: мы вошли во льды и протестировали работу судна в реальном режиме и реальных условиях.

Всех, кто участвовал в этом походе, впечатлили масштабность, величина и сила корабля. А свои чувства я могу сравнить с родительскими: мы так ­долго его создавали, строили. «Арк­тика» для меня — как ребенок. И теперь наш ребенок идет из института на работу. Вот такая аналогия.

Почему атомный флот есть только у России

Я думаю, потому что только у России есть область его применения. Арктика — большая, немалая доля принадлежит Канаде. Но российский сектор — шельфовый, у нас там есть интересы: ведется добыча полезных ископаемых, есть населенные пункты. Везде нужна транспортная доступность. У Канады береговая черта куда беднее и шельфа практически нет — у них глубокий океан. Плюс движение льдов в Арктике такое, что в циклоническом движении они начинают трамбоваться к Канаде. Наш сектор Арктики легче, а канадский настолько тяжелый, что туда просто никто не ходит.

я знаю на эту тему больше

© 2014 ОАО «Атомэнергомаш». Атомное и энергетическое машиностроение.
115184, г. Москва, Озерковская наб. д. 28, стр.3
Свои вопросы и предложения присылайте по адресу info@vestnik-aem.ru    "МедиаЛайн"