Онлайн-версия издания

Яндекс.Метрика

Стол для «Бурана»

Среди работников Петрозаводскмаша уже давно ходят разговоры о том, что предприятие выполняло заказ для космической отрасли. Но подробности мало кто знает: заказ выполняли в режиме строгой секретности. Тем не менее нам удалось найти непосредственного участника тех событий – ветерана завода Сергея Павловича Феклистова. Он и рассказал нам о том заказе.

Автор: Лада Романова

Стол для «Бурана»

Самолет Ан-225 «Мрия» с многоразовым космическим кораблем «Буран» во время перелета с космодрома Байконур в Киев для дальнейшей отправки на Международный авиакосмический салон в Ле Бурже (Франция) Фото: Игорь Костин / РИА «Новости»


Fekl_resize_S8.jpg«Мы изготовили металлоконструкции стартового стола для ракеты-носителя космического челнока «Буран», – вспоминает Сергей Павлович. – Это была сложная и одновременно интересная работа. Занимались ей полтора года: когда начинали в 1986 году, я был начальником участка, заканчивал уже начальником цеха.

Мы делали из листового проката сложные конструкции, похожие на домики: с внутренними перегородками, дверьми. Как в подводной лодке – герметично закрывающиеся. Стартовый стол делался под корабль многоразового использования. Внутри металло­конструкций затем проложили линии заправки ракет топливом, линии электроэнергии, связи – все коммуникации, которые необходимы для ракеты, проходили внутри этого стартового стола.

Габариты отдельных сварных конструкций были такие: 9 метров в длину, 3 метра в ширину и 4 метра в высоту. И при этом точность изготовления – до 0,3 миллиметра! К началу работы по заказу мы установили на заводе первый крупный станок с программным управлением Forest. Благодаря ему и смогли выдержать заданные требования.

Всего сделали 57 комплектующих стола. Затем их нужно было собрать вместе. Полгода завод только готовился к сборке. В механо­сборочном корпусе освободили два пролета: сварочный цех № 12 перенесли в другой корпус, освобожденные площади закрепили за сборочным цехом № 19. На полу установили фундаментные шины. Их нужно было выставить с особой точностью по горизонту. Мы весь стол полностью не смогли собрать: не хватило места. Собирали частями, составляли карту замеров, чтобы следующая часть на месте состыковалась.

Справились с заказом вовремя, с должным качеством. Я за эту работу получил орден «Знак Почета». Государственными наградами были отмечены еще несколько заводчан. На приемку приезжал сам Герман Титов – второй космонавт Советского Союза (в 1979–1991 годах Герман Титов был первым заместителем начальника Управления начальника космических средств (УНКС) Министерства обороны СССР по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам. – Прим. ред.). Я лично с ним здоровался. Он принимал продукцию от отряда космонавтов. Приехал в военной форме – все же генерал-­лейтенант авиации! Что удивило – был небольшого роста (рост Титова составлял 163 сантиметра. – Прим. ред.) и, несмотря на высокое звание, прост в общении».

Стартовый стол был установлен на космодроме Байконур. И чуть более 30 лет назад, 15 ноября 1988 года, с этого стола стартовала сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия» с многоразовым космическим кораблем «Буран». Полет челнока был выполнен в  беспилотном режиме: он дважды обогнул Землю, сам отыскал посадочную полосу и с ювелирной точностью совершил посадку.

TASS_16964852.jpg
24 октября 1988 года. Универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия» с кораблем «Буран» на стартовом комплексе космодрома Байконур. Фото: Пушкарев Альберт / Фотохроника ТАСС

я знаю на эту тему больше

© 2014 ОАО «Атомэнергомаш». Атомное и энергетическое машиностроение.
115184, г. Москва, Озерковская наб. д. 28, стр.3
Свои вопросы и предложения присылайте по адресу info@vestnik-aem.ru    "МедиаЛайн"