Онлайн-версия издания

Яндекс.Метрика

Бронепоезд построили за месяц

Подольский завод имени Орджоникидзе (ЗиО) во время войны построил бронепоезд и одел броней более 20 тысяч танков и самолетов.

Бронепоезд построили за месяц

«Подольский рабочий» дошел до Берлина

С первых же дней войны завод переключился на выпуск продукции военного назначения. В октябре большую часть оборудования эвакуировали на Урал. От пятитысячного коллектива в Подольске осталось около 400 человек. Они и получили задание построить бронепоезд. От оборудования осталось лишь два негодных сверлильных станка да мостовой кран. Рабочие забывали о сне и отдыхе, резали многопудовые броневые листы, сверлили их на примитивном станочке, а после термообработки навешивали на каркас. Им катастрофически не хватало питания. Причитающуюся по карточкам хлебную норму, поровну поделенную с домочадцами, многие съедали еще за день и даже за два дня вперед. В заводской столовой приходилось довольствоваться небольшой миской пустых щей из серой капусты, в лучшем случае – порцией жиденькой ­баланды, ничем не заправленного мучного супа. 

Ровно за месяц, к концу декабря 1941-го года, бронепоезд был построен. Ему присвоили название «Подольский рабочий». Состоял бронепоезд из двух паровозов, четырех бронеплощадок и десяти вагонов для экипажа, бойцов и командиров. За хороший подарок фронту Комитет обороны города объявил директору Ермакову и коллективу завода благодарность. В письме с фронта сообщалось, что личный состав бронепоезда в первом же бою успешно выполнил поставленную командованием задачу: полностью разгромил укрепленную высоту. Разбил 32 дзота, уничтожил две артиллерийские батареи и до двух батальонов пехоты, сбил самолет. В дни работы Потсдамской конференции экипаж бронепоезда охранял участок железной дороги Познань – Берлин.


Новая мастерская

Пока строился бронепоезд «Подольский рабочий», возрождалась жизнь в опустевших цехах: литейном, модельно-столярном, авто­гараже, кузнице и механическом. В авто­гараже ремонтировались подбитые на фронте танки, в кузнице было организовано изготовление ломов, лопат, подков, топоров и кирок для армии и для оборонительных работ местных формирований. В литейном цехе занялись отливкой корпусов гранат. Модельщики стали делать ящики для мин. В одном из пролетов цеха нефтеаппаратуры производились противотанковые ежи и окопные печи. На всех предприятиях города было собрано до 35 разных станков, и в бывшем механическом цехе открыли мастерскую по ремонту орудий.

Постановлением Государственного комитета обороны от 25 декабря 1941 года на базе ЗиО был образован завод № 125 Наркомата авиационной промышленности. Шесть дней спустя был получен приказ об изготовлении бронекорпусов и бронезащиты разных самолетов.


Первый котел 

Постановлением Совнаркома СССР от 5 июля 1942 года на площадку крекинг-корпуса переводится часть эвакуированного таганрогского завода «Красный котельщик». Вначале прибыло 70 рабочих и ИТР. Вскоре этот коллектив пополнился небольшой группой специалистов, эвакуированных из Ленинграда. Расчищая пролеты цеха, люди монтировали оборудование, поступившее с предприятий восточных районов страны.

В августе 1942 года завод выдал первую энергетическую продукцию – два крупных сепаратора пыли, а в сентябре – первый котел СП-3 производительностью 16 тонн пара в час с давлением 22 атмосферы.

В 1943 году завод освоил выпуск новой продукции – бронезащиты для артиллерии, бензозаправщиков. Несмотря на нехватку рабочей силы и трудности военного времени, завод в апреле 1943 года изготовил первый большеметражный котел производительностью 120 тонн пара в час с давлением 32 атмосферы. Всего за годы войны на ЗиО сделали 147 паровых котлов, увеличивших электрические мощности тепловых станций на 1,5 млн кВт. 

Шла работа и по другим направлениям, в частности завод выпускал запчасти к тракторам и плугам. 

В декабре 1945 года Совет народных комиссаров СССР своим постановлением воссоздает в Подольске машиностроительный завод им. Орджоникидзе «ЗиО». Ему предписывается производить нефтеперегонную аппаратуру, котлы, котельно-вспомогательное оборудование для нефтяной, угольной и энергетической промышленности.

4_.jpg


я знаю на эту тему больше

© 2014 ОАО «Атомэнергомаш». Атомное и энергетическое машиностроение.
115184, г. Москва, Озерковская наб. д. 28, стр.3
Свои вопросы и предложения присылайте по адресу info@vestnik-aem.ru