Онлайн-версия издания

Яндекс.Метрика

5 фактов про ОКБМ Африкантов

В богатой истории предприятия мы выделили самые интригующие моменты.

5 фактов про ОКБМ Африкантов

1. Два дня рождения

Сейчас мы знаем, что день рождения ОКБМ Африкантов – 27 декабря 1945 года. Эта дата стоит на постановлении Совета народных комиссаров СССР № 3176–964сс, предписывающем образовать особое конструкторское бюро – «ОКБ по проектированию специальных машин» – при Артиллерийском заводе имени Сталина (завод № 92), чтобы разрабатывать оборудование для создающейся атомной промышленности. Однако долгое время эта информация была засекречена и еще 10 лет назад датой образования предприятия считали 1 марта 1947 года, когда было подписано постановление Совета министров СССР о начале производства нового оборудования и утверждении штатного расписания сотрудников ОКБ. 

То ли этот документ раньше рассекретили, то ли раньше нашли в архивах... Факт тот, что 60-летие предприятия отмечали в 2007 году, то есть опираясь на документ 1947 года.

2. Ледокол… из дерева

Ledokol_Lenin_r.jpg

25 августа 1956 года на Адмиралтейском заводе в Ленинграде заложили атомный ледокол «Ленин» – первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Разработало ее ОКБ завода № 92. Если у дизельных ледоколов, за час сжигавших до 3 тонн нефти, топливо составляло примерно треть веса, то их атомный собрат в сутки расходовал всего 45 граммов ядерного горючего – размером со спичечный ­коробок. 

При разработке машинного отделения возникало немало сложностей, поэтому для экспериментов конструкторов создали макет машинного отделения из дерева, переделать что-то в котором не составляло труда. Удачные решения переносили на строящееся судно.

Создали «Ленин» в рекордно короткий срок – от начала разработки до сдачи в эксплуатацию прошло 6 лет. В то же время американцы строили свое атомное судно – «Саванна», и обогнать их в разгар холодной войны и гонки за технологическим превосходством было делом чести. Не удивительно, что на строящийся атомоход приглашалось множество делегаций. «Ярким событием лета 1959 года было посещение представительной делегацией США во главе с вице-президентом Ричардом Никсоном. В состав делегации входил, в частности, адмирал Риковер – «отец» американского атомного флота, – вспоминает ветеран ОКБМ Валерий Антонович Иванов. – В сентябре того же года были закончены монтажные работы и пуско-наладочные испытания, и ледокол в торжественной обстановке простился с Адмиралтейским заводом. На три дня он был выведен на Неву и поставлен напротив «Медного всадника» для посещения жителями Ленинграда. Глядя на толпы горожан на набережной Невы, пришедших посмотреть на ледокол, мы, участвовавшие в его создании, невольно испытали приятное чувство гордости за нашу страну и свою причастность к этому важному событию». 

За создание первого атомного ледокола ОКБ завода № 92 наградили орденом Ленина, многие сотрудники ОКБ и завода № 92 получили государственные награды.

Первая атомная паропроизводящая установка ледокола «Ленин» проработала 6 навигаций, а сам ледокол – 30 лет. Он прошел по арктическим маршрутам 360 тыс. км – практически 30 земных экваторов – и провел через льды 3741 судно.

3. В стиле Африкантова

Afrikantov_r.jpg

Игорь Иванович Африкантов (1916–1969). 

Династия Африкантовых и сегодня работает в ОКБМ


С 1998 года ОКБМ носит имя Игоря Африкантова. Один из первых руководителей предприятия, автор основополагающих идей в создании конструкций ядерных реакторов и оборудования атомной техники, он запомнился коллегам как человек чуткий, внимательный, остроумный. «Его чаще можно было видеть в лаборатории, чем в кабинете. Как никто другой он подходил на должность главного конструктора», – пишет в книге «Воспоминания ветеранов ОКБМ» Марк Петрович Ковалев. «Работа под его руководством проходила увлекательно, творчески, оперативно, с сознанием большой ответственности за выполнение порученных заданий», – добавляет ветеран Иван Александрович Подтележников.

4. Самые первые, самые быстрые

ОКБМ Африкантов – проектировщик первого в мире опытно-промышленного реактора на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем БН-350. Он был запущен в 1973 году в г. Шевченко (Казахстан), без аварий проработал до 1999 года. Выведен из эксплуатации рекордно быстро. Безопасный слив натрия в Англии на реакторе PFR осуществили за 2 года, во Франции на реакторе PHENIX – за 2,5 года. В Казахстане такая работа заняла всего 18 часов благодаря специально изобретенному устройству, собранному по аналогии с обычным сифоном.

5. Весь процесс под одной крышей

Игорем Африкантовым была разработана и сформирована уникальная структура ОКБМ, включающая специализированные конструкторские и расчетные подразделения, исследовательские лаборатории и опытное машиностроительное ­производство. Уже к 1970 году конструкторское бюро стало способно самостоятельно изготавливать и осуществлять испытания практически всех видов разрабатываемого оборудования. В машиностроении Африкантов стал первым, кто замкнул режим проектирования внутри самого конструкторского бюро.

Сегодня ОКБМ Африкантов – это:


4239 сотрудников 

Научно-исследовательский и испытательный комплекс – более 70 стендов, площадь – 22 000 кв. м.
Производственный комплекс: 530 единиц технологического оборудования, площадь – 31 700 кв. м.

Научный потенциал:

     
2 академика РАН
23 доктора наук
86 кандидатов наук
6 профессоров
7 доцентов


я знаю на эту тему больше

© 2014 ОАО «Атомэнергомаш». Атомное и энергетическое машиностроение.
115184, г. Москва, Озерковская наб. д. 28, стр.3
Свои вопросы и предложения присылайте по адресу info@vestnik-aem.ru