Онлайн-версия издания

Яндекс.Метрика
Array
(
    [PROPERTY_REAL_PICTURE_VALUE] => 2504
    [~PROPERTY_REAL_PICTURE_VALUE] => 2504
    [PROPERTY_REAL_PICTURE_VALUE_ID] => 5582
    [~PROPERTY_REAL_PICTURE_VALUE_ID] => 5582
    [PREVIEW_TEXT] => Установка вихревого размола
    [~PREVIEW_TEXT] => Установка вихревого размола
    [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
    [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
)
Array
(
    [PROPERTY_REAL_PICTURE_VALUE] => 2505
    [~PROPERTY_REAL_PICTURE_VALUE] => 2505
    [PROPERTY_REAL_PICTURE_VALUE_ID] => 5585
    [~PROPERTY_REAL_PICTURE_VALUE_ID] => 5585
    [PREVIEW_TEXT] => Печь спекания таблеток МОКС-топлива
    [~PREVIEW_TEXT] => Печь спекания таблеток МОКС-топлива
    [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
    [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
)
Array
(
    [PROPERTY_REAL_PICTURE_VALUE] => 2507
    [~PROPERTY_REAL_PICTURE_VALUE] => 2507
    [PROPERTY_REAL_PICTURE_VALUE_ID] => 5588
    [~PROPERTY_REAL_PICTURE_VALUE_ID] => 5588
    [PREVIEW_TEXT] => Механизм передачи сборок с МОКС-топливом для загрузки в реактор БН-800
    [~PREVIEW_TEXT] => Механизм передачи сборок с МОКС-топливом для загрузки в реактор БН-800
    [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
    [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
)
Array
(
    [PROPERTY_REAL_PICTURE_VALUE] => 2508
    [~PROPERTY_REAL_PICTURE_VALUE] => 2508
    [PROPERTY_REAL_PICTURE_VALUE_ID] => 5591
    [~PROPERTY_REAL_PICTURE_VALUE_ID] => 5591
    [PREVIEW_TEXT] => Вента. Испытания установки горячей герметичности твэлов
    [~PREVIEW_TEXT] => Вента. Испытания установки горячей герметичности твэлов
    [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
    [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text
)

В единственном экземпляре

28 сентября на Горно-химическом комбинате торжественно запустили промышленное производство МОКС-топлива для реакторов на быстрых нейтронах. Уникальное оборудование для новой линии изготовили предприятия Атомэнергомаша.

Автор: Иван Птицын

В единственном экземпляре

Установка контроля качества таблеток МОКС-топлива

Промышленное производство смешанного оксидного уранплутониевого топлива (MOX-топливо, от англ. mixed oxide fuel) – технология чрезвычайно сложная. К примеру, США так и не смогли запустить собственный завод по производству МОКС-топлива, а Франция, где такое производство существует, использует технологии ­гораздо более простые, чем те, с которыми работают специалисты ГХК.

МОКС-топливо имеет высокую степень обогащения, поэтому все работы с ним можно вести только дистанционно, максимально автоматизировав процессы. А для этого нужны по-настоящему «умные» машины, способные действовать без непосредственного участия человека. 

Волшебные таблетки

Этот проект стал настоящим триумфом машиностроительного ­диви­зиона Росатома, в нем участвовали ведущие предприятия АЭМ. Так, проект технологического комплекса для производства таблеток МОКС-топлива разработали инженеры ­СвердНИИхиммаша. Кроме того, специалисты этого предприятия приняли участие в монтаже и испытаниях оборудования, которое разместилось на четырех уровнях подземного завода. Это установка дозирования исходных материалов и вихревого размола для приготовления пресс-порошка МОКС-топлива, установка прессования и комплекс спекания таблеток, а также боксы с транспорт­но-перегрузочным и газоочистным оборудованием. Изготовление бокса прессования таблеток и загрузки лодочек (защитные перчаточные боксы, предназначенные для приема таблеток из пресс-автомата в специальные лодочки и передачи лодочек на транспортер, по которому они перемещаются на комплекс спекания) взяла на себя Вента. 

Кроме того, дополнительно сотрудники СвердНИИхиммаша создали установку шлифования таблеток: шлифуются только таблетки, не прошедшие контроль.

После того как таблетки с МОКС-топливом готовы, они отправляются на линию по производству тепловыделяющих элементов (твэлов), созданную конструкторами ЦКБМ. Часть ее оборудования (оборудование для проведения входного контроля экранных таблеток и снаряжения их в оболочку, установку горячего контроля герметичности твэлов, а также оборудование камеры разделки и перегрузки бракованных твэлов) также сделали коллеги с Венты. 

«Работа была сложная и интересная. Много трудностей возникало при проведении испытаний, особенно на герметичность. Ведь требования к оборудованию предъявлялись очень высокие.

Например, установка горячего контроля герметичности должна обеспечить высокочувствительный контроль твэлов в вакуумной камере с температурой около 500 °С. Мы применяли один из самых совершенных методов проверки герметичности – при помощи гелиевого течеискателя», – рассказывает начальник производственно-диспетчерского управления ОАО «Вента» ­Ольга Дудкина.
И наконец готовые твэлы с МОКС-топливом отправляются на Белоярскую АЭС, чтобы быть загруженными в активную зону реакторной установки БН-800. Главный конструктор установки и комплектный поставщик – ОКБМ Африкантов. 

12,5 т/год – производительность новой линии изготовления таблеток МОКС-топлива, запущенной на Горно-химическом комбинате.


MOX.jpg

Короткое замыкание

Отличительная особенность нового производства заключается в том, что технологическая схема позволяет использовать широкий диапазон ядерных материалов, например регенерированные уран и плутоний, полученные после переработки отработанного ядерного топлива (ОЯТ), на действующих атомных электростанциях с реакторами на тепловых нейтронах. Более того, благодаря радиационной защищенности оборудования и транспортных контейнеров в качестве сырья для производства топлива теперь можно использовать даже высокофоновый плутоний (плутоний, извлекаемый из ОЯТ тепловых реакторов). 

Таким образом, запуск производства МОКС-топлива стал одним из ключевых шагов по замыканию ядерного топливного цикла (ЯТЦ). Контур будущего ЗЯТЦ уже вырисовывается: в связке с новой производственной линией ГХК впервые в истории ядерной энергетики реактор БН-800 на Белоярской АЭС (кстати, часть оборудования для этой установки также изготовлена на предприятиях Атом­энергомаша) станет промышленным бридером, то есть реактором, позволяющим нарабатывать ядерное топливо в количестве, превышающем потребности самого реактора! 

Появление такой работающей промышленной цепочки (попытки ее создания предпринимались многими странами мира, но получилось это только у российских атомщиков) означает существенное расширение топливной базы, ведь теперь в качестве сырья для ядерного топлива можно использовать даже уран-238 (напомним, что в настоящее время в ЯТЦ используется уран-235, а содержание этого изотопа в природных месторождениях урана менее 1%). 

Также стоит отметить, что в результате замыкания ЯТЦ объемы радиоактивных отходов можно резко сократить, а это прямая дорога к безотходной атомной энергетике. Попутно можно решить и еще одну давнюю проблему отечественной атомной отрасли – утилизация оружейного плутония, которого у нас ни много ни мало 34 тонны. Дело в том, что высокое содержание плутония в МОКС-топливе накладывает повышенные требования к обеспечению радиационной безопасности и автоматизации производства – практически все технологические процессы должны вестись дистанционно. ­Теперь же благодаря оборудованию, изготовленному специалистами Атомэнерго­маша, оружейный плутоний можно будет использовать в производстве нового топлива.

nikipeov.jpg

Андрей Никипелов

генеральный директор АО «Атомэнергомаш»:


В сжатые сроки создано действительно уникальное производство, не имеющее аналогов в мире. Это стало возможным благодаря слаженности всех участников проекта, четкому взаимодействию, общему пониманию важности работы и стоящих задач. 

karimov.jpg

Рауиль Каримов

генеральный директор АО «СвердНИИхиммаш»:


Участвуя в этом масштабном проекте, наши специалисты, и особенно молодые сотрудники, получили бесценный конструкторский и производственный опыт. Мы укрепили кооперацию как с российскими предприятиями, так и с предприятиями за рубежом, а также подтвердили репутацию СвердНИИхиммаша как надежного поставщика технически сложного, наукоемкого оборудования для предприятий атомной отрасли.

vasiliev.jpg

Борис Васильев

главный конструктор РУ БН, ОКБМ Африкантов:


Благодаря работе реактора БН-800 можно перейти к освоению технологий «быстрых» реакторов в промышленном масштабе. Роль их в ядерной энергетике исключительна. Они позволяют не только создать замкнутый ядерный топливный цикл с многократной переработкой отработанного ядерного топлива, но и уменьшить количество радиоактивных отходов. В ОКБМ сейчас также разрабатывается проект усовершенствованного реактора БН-1200. 

drugoi_vasiliev.jpg

Николай Васильев,
главный конструктор ДУ и ТТО, ЦКБМ:


Мы применили индивидуальную биозащиту каждого твэла, который упакован в специальный тубус, содержащий нейтронную защиту и защиту от гамма-излучения. Таким образом соблюдены все требования безопасности. Кроме того, данное оборудование рассчитано на высокую производительность. Сегодня мы готовы продолжать работу по конструированию аналогичных линий. 

Также об этом читайте: Сергей Кириенко о запуске производства МОКС–топливо



я знаю на эту тему больше

© 2014 ОАО «Атомэнергомаш». Атомное и энергетическое машиностроение.
115184, г. Москва, Озерковская наб. д. 28, стр.3
Свои вопросы и предложения присылайте по адресу info@vestnik-aem.ru    "МедиаЛайн"