Онлайн-версия издания

Яндекс.Метрика

Суперледоколы с сердцем от АЭМ

В октябре предприятия Атомэнергомаша отправили в Санкт-Петербург последний из шести ядерных реакторов для ледоколов нового поколения ЛК-60Я проекта 22220.

Суперледоколы с сердцем от АЭМ

Санкт-Петербург, Балтийский завод. Атомоход «Арктика» планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году


Три реакторные установки (РУ) РИТМ-200, каждую из которых можно назвать сердцем ледокола, были установлены на самых мощных атомоходах в мире – «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Им предстоит решать впечатляющие по своему масштабу и сложности задачи. Наш корреспондент отправился на Балтийский завод в Северной столице, чтобы узнать, как идет строительство уникальных судов с реакторами от АЭМ. 

Город судостроителей

Балтийский завод – словно город в городе, где трудятся тысячи представителей разных профессий. В эпицентре работы, которая кипит круглые сутки, – атомоходы нового поколения ЛК-60Я «Арктика», «Сибирь» и «Урал». До 2013 года, когда началось строительство головного ледокола «Арктика», на заводе работало порядка 2000 человек – сего­дня численность персонала превышает 6000, и это не предел. 

На первый взгляд непосвященного человека, происходящее на заводе напоминает броуновское движение: в разных направлениях идут рабочие в форменной одежде и касках, энергично обсуждая профессиональные вопросы; стоит гул оборудования; едет груженый транспорт; как деревья в лесу высятся башни и стрелы десятков грузоподъемных кранов, которые после звукового сигнала начинают двигаться по рельсам. 

Но если внимательно наблюдать за происходящим, становится понятно, что это скорее огромный слаженный оркестр, где каждый выполняет доверенную ему партию, каждая деталь имеет свое назначение и абсолютно все подчинено общей цели. 

Дело для особых людей

Со стороны кажется, что сними технологические леса – и ледокол «Арктика», окрашенный в цвета российского триколора, готов покорять северные просторы. Но это не так – осталось произвести порядка третьей части от общего объема работ. «Сейчас идут достройка, монтаж и испытание систем, закрытие построечных удостоверений и проведение швартовых испытаний, – рассказывает заместитель руководителя проекта 05706 («Арктика») Игорь Чунихин. – Производятся сложные работы в машинном отделении, в том числе монтаж паротурбинной установки. Закончена затяжка высоковольтного кабеля, ведем местный кабель на приборы АСУ ТП, автоматика «оживает». Для сотрудников, которым предстоит работать с ядерным топливом, а оно предположительно поступит на завод к лету 2019 года, получены разрешения от Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии».

«Сибирь» также спущена на воду, однако работы по этому ледоколу выполнены лишь наполовину. Сейчас полным ходом идут сварка, погрузка на борт и монтаж основного оборудования, монтаж надстройки. 

В таком деле, как строительство ледоколов, – естественно, персонал особой квалификации. Например, далеко не каждый специалист справится со сваркой толщиной 40 мм (корпус в месте соприкосновения со льдом). К таким операциям допускаются электросварщики не ниже 4-го разряда. А при работе с баками металловодной защиты приходится сваривать детали толщиной ­80–100 мм, и эта работа посильна лишь профи 5–6-го разряда. Как и в атомной отрасли, все должно быть сделано со 100%-ным качеством – дефекты исключены. Аналогичная ситуация и с представителями других профессий. 

DSC03546.jpg Ледокол «Сибирь» спущен на воду в сентябре прошлого года. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2020 год

Историческая погрузка на «Урал»

7 ноября 2018 года – один из знаковых для ледокола «Урал» дней. Судно готово только на треть, стоит на берегу на построечном месте – стапеле. Но уже сегодня здесь проводится сложнейшая операция – установка второго ядерного реактора РУ РИТМ-200. Событие уникально тем, что практика погружения реакторной установки на борт еще не спущенного на воду судна реализуется впервые за всю историю Балтийского завода. Дело в том, что давление судна на тело стапеля ограниченно. «Арктика» была спущена на воду с весом, который с учетом технологической оснастки составляет около 14,5 тыс. тонн, «Сибирь» – уже порядка 15,5 тыс. тонн. Вес «Урала» будет приближен к 18,5 тыс. тонн. Практика показала, что, используя современную оптимально подобранную насадку для спуска судна на воду со стапеля, вес можно увеличить. 

«Погрузка реакторной установки на судно сложна даже в условиях, когда оно находится на ровном киле у набережной: слишком маленькое расстояние при погрузке реактора от оболочки кессона, в котором РУ устанавливается. До самой стенки реактора – порядка 10–15 мм, – отмечает Сергей Черногубовский, руководитель проекта универсальных атомных ледоколов 22220. – Что уж говорить про погрузку на судно на наклонном стапеле. Это сложнейшая технологическая операция».

На подъеме

Для погрузки реакторов на борт «Арктики» и «Сибири» использовался плавкран грузоподъемностью до 350 тонн: ни один кран завода на суше не в силах справиться с весом реактора в 200 тонн. Поэтому для соответствующих работ на «Урале» привлечена подрядная организация, осуществляющая работы с использованием уникального оборудования, способного поднимать грузы до нескольких тысяч тонн. 

«Во время подъема и перемещения реактора стойки портальной системы грузоподъемного механизма должны находиться в строго вертикальном положении, без малейшей раскачки, вибрации», – говорит инженер-геодезист Евгений Ильин. 

Работы начались ранним утром, и к середине дня реактор висит приблизительно на высоте 13 м. Его подъем осуществляется очень медленно, учитывая сложность и особые требования к аккуратности и безопасности процесса. В среднем вся процедура занимает около суток, ведь высокоточные и опасные работы ведутся только при свете дня. 

IMG_1614.jpg Погрузка на атомоход реактора РУ РИТМ-200 массой 147,5 тонн

IMG_6665.jpg Погрузка на атомоход реактора РУ РИТМ-200 массой 147,5 тонн

В завершение

Пройдет совсем немного времени, и «забьется ядерное сердце» трех мощнейших в мире атомных ледо­колов, энергия атома покорит непроходимые льды, дав людям возможность использования безграничных природных ресурсов Арктики, включая нефть, газ и углеводороды. И в этом важнейшем для нашей страны достижении будет большая заслуга Атомэнергомаша.

1.jpg
Сергей Черногубовский, руководитель проекта универсальных атомных ледоколов 22220:

Реализация проекта 22220 – очень значимый этап в истории Балтийского завода. Не только потому, что это мощнейшие в истории нашей страны атомные ледоколы, но и потому что в условиях экономического спада в стране завод уже давно не строил атомоходы в принципе. Последний – ледокол «50 лет Победы», строительство которого было завершено в 2007 году, однако велось в течение порядка 17 лет. К моменту создания головного судна «Арктика» многие технологии были забыты, люди, считавшиеся лучшими профессионалами в области атомного судостроения, ушли на заслуженный отдых. И мы приложили немало усилий, чтобы восстановить необходимый уровень экспертизы. В том числе бросаем огромные силы на обучение, повышение квалификации персонала. 

Что касается реакторных установок РИТМ-200, то с учетом их конструкции существенно облегчена работа судостроителей в сравнении с тем объемом работ, который требовался для реакторов предыдущего поколения. Раньше они приходили на завод, грубо говоря, по частям, и приходилось сваривать их в единый моноблок. Это очень длительный (мог занимать более месяца), трудоемкий, требующий ­серьезных навыков процесс. Тогда как РИТМ-200 – уже моноблочный реактор, до погрузки на судно требуется лишь небольшая монтажная подготовка. Атомэнергомаш – давний и надежный партнер Балтийского завода. Мы успешно сотрудничаем не только по реакторным установкам, но и по большому спектру другого оборудования.

Андрей Никипелов, генеральный директор АО «Атомэнергомаш»:

Разработка и освоение производства данных реакторных установок имеют крайне важное значение не только для развития ледокольного флота, но и в целом для атомной энергетики, освоения арктического шельфа, а также расширения экспортного потенциала страны в сфере высоких технологий. Мы рассматриваем РИТМ-200 и его модификации как основу при создании атомных станций малой мощности морского и наземного исполнения, которые позволят быстро, эффективно и без ущерба для экологии решать вопросы энергоснабжения удаленных территорий. Также своевременное завершение контракта по РИТМ-200 позволяет нам рассчитывать на участие в строительстве атомных ледоколов «Лидер», которые должны будут обеспечить круглогодичное функционирование Севморпути. В настоящее время для данного типа судов создан технический проект реакторной установки РИТМ-400. 

я знаю на эту тему больше

© 2014 ОАО «Атомэнергомаш». Атомное и энергетическое машиностроение.
115184, г. Москва, Озерковская наб. д. 28, стр.3
Свои вопросы и предложения присылайте по адресу info@vestnik-aem.ru    "МедиаЛайн"