Онлайн-версия издания

Яндекс.Метрика

С утроенными усилиями

Волгодонский филиал «АЭМ-технологии» успешно освоил и уже поставил на поток сложнейшую операцию приварки коллекторов к корпусу парогенератора.

Автор: Светлана Хасанова

С утроенными усилиями
Приварка коллектора к корпусу парогенераторов – так называемый 111-й шов – один из самых ответственных этапов изготовления этих сложных изделий. Точность должна быть максимальной, ошибки быть не может. Поэтому к этой операции допускаются только лучшие сварщики – одновременно работают втроем, процесс идет круглосуточно, смена за сменой. 
Затрудняет сварку форма патрубка – он имеет скос со стороны приварки к корпусу, поэтому и называется такой патрубок косым или нерадиальным. А это значит, что приварить коллектор теплоносителя к косому патрубку корпуса парогенератора крайне сложно. «Из-за несимметричной формы патрубка при нагреве и сварке шва тепло распределяется неравномерно, что может приводить к неравномерным напряжениям в сварном шве и в основном металле патрубка. В свою очередь, это грозит смещением оси коллектора от необходимого вертикального положения», — объясняет ведущий инженер-технолог по сварке Григорий Степанов. 

Бесчисленное множество проводов, предварительный подогрев, сварочный аппарат, маска и самое главное — бесценный опыт — все это то, чем руководствуются работники, выполняя свою основную задачу. «Чтобы коллектор не повело, варим втроем равномерно по контуру шва, слесари проводят зачистку, потом снова варим, – рассказывает сварщик Евгений Солуянов. – Делаем все тщательно, качественно, брак нам не нужен».

После сварки идет местная термическая обработка сварного шва, чтобы снять остаточное напряжение. Как рассказывает ведущий инженер-технолог по металлургии Петр Денисенко, эта продвинутая термообработка управляется при помощи предварительно заданных программ для каждой из 12 зон нагрева. «Тем самым мы выдерживаем заданную температуру на шве, зонах равномерного и контролируемого нагрева, обеспечиваем плавное снижение температуры к ненагреваемым частям корпуса парогенератора и коллектора теплоносителя», — говорит Петр Денисенко. Затем на сварном шве проводят все необходимые виды контроля — и цветную дефектоскопию, и ультразвуковой контроль, и рентгенографическую дефектоскопию. Лишь комплексный подход обеспечивает максимальную безопасность работы оборудования для АЭС. 

К коллекторам совсем скоро присоединят змеевики – теплообменные трубы. Тысячи отверстий, тысячи операций сварки предстоит выполнить сотрудникам Атоммаша. 

Зачем нужен коллектор? На АЭС в него поступает вода из первого контура реактора, потом распространяется по всем трубкам. От их внутренних стенок тепло передается к внешним стенкам, погруженным в воду второго контура. В процессе вода второго контура превращается в сухой пар высокого давления с температурой около 286 градусов, который и заставляет вращаться паровую турбину. Вся эта сложная схема работы парогенератора на атомной станции – впереди, а пока сотрудники выполнили очередной этап длинного цикла изготовления этих уникальных изделий. 

Атомная энергетика

я знаю на эту тему больше

© 2014 ОАО «Атомэнергомаш». Атомное и энергетическое машиностроение.
115184, г. Москва, Озерковская наб. д. 28, стр.3
Свои вопросы и предложения присылайте по адресу info@vestnik-aem.ru    "МедиаЛайн"