Онлайн-версия издания

Яндекс.Метрика

Новости науки: 10 событий сентября

«Наука никогда не будет законченной книгой, – сказал однажды Альберт Эйнштейн, и добавил: «Каждый важный успех приносит новые вопросы». Подтверждая справедливость этого высказывания, мы продолжаем нашу рубрику. В очередном выпуске: летающий «Калашников», «вечный» двигатель из Китая и разгадка тайны Пирамид.

Автор: Григорий Вольф

Новости науки: 10 событий сентября

1. То тает, то не тает

По данным NASA, общая площадь ледового покрова Арктики в этом году составила 4,64 миллиона квадратных километров – на 1,6 миллиона меньше средних значений за последние 20 лет. Иными словами, арктические льды стремительно тают. При этом большинство экспертов связывает этот печальный и попросту опасный для жителей многих прибрежных городов факт с глобальным потеплением. Однако недавние исследования, проведенные группой ученых под руководством Рюдигера Штайна (Rüdiger Stein), способны поколебать эту точку зрения. Штайн и его коллеги изучили образцы грунта из четырёх скважин в разных частях Ледовитого океана и по определённым биомаркерам (следам жизнедеятельности организмов) проследили динамику изменения ледового покрова за последние полторы сотни тысяч лет. Выяснилось, что в эпоху так называемого Эмианского межледниковья (115–130 тыс. лет до н.э.) температура в высоких широтах была на 8–9 °C теплее нынешней, а полярная ледяная «шапка» при этом не исчезала. Сами ученые связывают это с низким содержанием парниковых газов в древней атмосфере Земли. 

2. Оркестр, туш!

В прошлом выпуске мы писали о музыкальном альбоме, музыку для которого полностью создал компьютер, но исполнила композиции певица из костей и плоти – Тарин Саутерн. Новозеландец Найджел Стэнфорд (Nigel Stanford) пошел другим путем – музыку он написал сам, а исполнить ее «пригласил» промышленные манипуляторы немецкой компании Kuka. В своей обычной жизни эти умные машины заняты обработкой различных материалов, точечной сваркой и перетаскиванием грузов. В том числе они используются при сборке автомобилей GM, Chrysler, Ford, Volkswagen и других известных марок. Стэнфорд потратил кучу времени чтобы научить, а точнее запрограммировать роботов для игры на акустических барабанах, гитаре и бас-гитаре, при этом, по признанию музыканта, труднее всего было добиться правильного усилия, чтобы манипуляторы извлекали качественный звук и не повреждали при этом инструмент. 

Насладится совместным творчеством машин и человека можно здесь и здесь.

3. Крестьяне XXI века

Со времен неолитической революции тяжелый сельскохозяйственный труд был неизменным спутником человека. Лишь на рубеже XX–XXI веков сельское и городское население Земли сравнялись по численности. И похоже, что в ближайшей перспективе виду Homo Sapience предстоит навсегда распрощаться с граблями и лопатами, передав эти орудия в руки роботов. Британским ученым из университета Харпера Адамса удалось засеять, вырастить и собрать урожай ячменя с целого гектара площади в графстве Шропшир, фактически не притрагиваясь к земле и инструментам. Весь цикл полевых работ за них выполнили беспилотные трактор и комбайн, а за ростом урожая с высоты наблюдали дроны. Участники проекта с говорящим названием Hands Free Hectare признаются, что выращивать культуры дистанционно оказалось делом непростым – техника периодически сбивалась с пути. К тому же сам процесс обошелся существенно дороже, чем если бы был реализован традиционным способом. В то же время новаторы рассчитывают со временем снизить издержки за счет эффекта масштаба. 

4. Двигатель, которого не может быть

В середине сентября Центральное телевидение Китая показало сюжет об успешном завершении проекта, над которым в NASA безрезультатно работают последние 20 лет. Речь идет о так называемом бестопливном двигателе EmDrive, пригодном для длительных космических перелетов. К примеру, до Марса с его помощью можно добраться всего за два с половиной месяца. 

Концепция EmDrive (сокращение от «электромагнитная тяга»), предложенная инженером Роджером Шойером в конце 1990-х, предполагает, что тяга в двигателе создается без традиционной реактивной струи, но за счет электромагнитных волн, возникающих в результате взаимодействия магнитрона и несимметричного резонатора. Все представленные на сегодня концепции такого двигателя противоречат третьему закону Ньютона, гласящему, что взаимодействия двух тел друг на друга равны между собой и направлены в противоположные стороны. Проще говоря, согласно современным представлениям о физике, сдвинуться с места эта машина не должна. Скептики указывают, что в 2010 году в китайском Северо-западном политехническом университете уже был создан EmDrive, якобы развивавший усилие в 0,72 Ньютона, но шесть лет назад его работоспособность опровергли сами создатели, сославшись на ошибку в измерениях. В этот раз китайцы не раскрывают никаких технических подробностей, но оптимистично заявляют, что уже скоро отправятся на новом двигателе бороздить просторы Вселенной. 

5. «Калашниковы» прилетели

«Этот парящий байк – новое оружие Путина? Легендарный производитель оружия «Калашников» показал летающий девайс» – с таким заголовком в британском таблоиде Daily Mail вышла статья о новейшей разработке российских оружейников. Поводом для публикации с претензией на сенсацию стал короткий видеоролик, размещенный на сайте концерна «Калашников» 25 сентября. На видео показан компактный, но мощный коптер, способный поднимать в воздух и перемещать одного пилота. При этом за испытаниями «летающего байка» наблюдает глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. О технических характеристиках и возможных сферах применения новинки сам производитель пока ничего не сообщает, равно как и о степени ее готовности. Но когда это обстоятельство удерживало журналистов от громких заявлений и далеко идущих выводов?

6. Не желаете поговорить о боге нашем – Искусственном Интеллекте?

Возможно, у традиционных религиозных конфессий появился серьезный конкурент, «вооруженный» последними достижениями науки и техники. Бывший инженер Google и топ-менеджер Uber, руководивший подразделением беспилотных автомобилей Энтони Левандовски кардинально сменил сферу деятельности и создал некоммерческую квазирелигиозную организацию «Путь в будущее». Как пишет The Guardian, формально эта структура не заявлена в налоговом ведомстве США как религиозная и не претендует на освобождение от налогов. Однако цели и задачи, которые Левандовски сформулировал для своего детища, звучат недвусмысленно: «Развивать и продвигать реализацию Божества, основанного на искусственном интеллекте». По его мнению, замещение традиционного бога или богов искусственным интеллектом поспособствует улучшению общества.  

Как отмечает историк и антрополог Юваль Ноа Харари, практически все новые технологии и научные открытия со временем изменяют религиозные верования, убивая старых богов и давая жизнь новым. 

«По той же причине, из-за которой божества земледельцев отличаются от идолов охотников-собирателей, а рабочие и крестьяне имеют разные представления о рае, революционные технологии XXI века чаще порождают новые религии, чем заставляют обратиться к средневековым вероучениям», – пишет Харари. 

7. В воздухе не будет пробок

Управления транспорта и гражданской авиации Дубая успешно протестировали летающее такси. Компактный беспилотный аппарат, изготовленный немецкой компанией Volocopter и внешне напоминающей нечто среднее между вертолетом и коптером, поднялся на высоту 200 метров и на протяжении пяти минут совершал в воздухе различные пируэты. По словам главы транспортного ведомства Маттара аль Тайэра, летающее такси, в перспективе призванное избавить город от пробок, оснащено аварийными парашютами, девятью автономными батареями и системой быстрой зарядки этих батарей. Сейчас же инженеры Volocopter и дубайские власти работают над тем, чтобы эти парашюты никогда не понадобились. Намерения у них самые серьезные – в течение ближайших пяти лет служба аэротакси должна заработать в штатном режиме, а к 2030 в воздух планируется поднять не меньше трети пассажиропотока. 

8. На дно не уйдет

Любому школьнику известно: алюминий, элемент тринадцатой группы таблицы Менделеева, тяжелее воды. Однако группе ученых в составе Ильи Гетманского, Виталия Коваля и Руслана Миняева из Южного федерального университета, Россия, и Александра Болдырева из Университета Юты, США, удалось перестроить кристаллическую решетку металла так, что его плотность снизилась с 2,7 до 0,61 грамма на кубический сантиметр. Проще говоря, они создали алюминий, который не тонет в воде. 

«Мои коллеги предложили инновационное решение, – говорит химик Александр Болдырев. – Они взяли обычную кристаллическую решётку алмаза и заменили в ней каждый атом углерода тетраэтром алюминия. Такой подход открывает путь к созданию новых материалов с удивительными свойствами». 

Впрочем, о свойствах сверхлегкого алюминия пока известно немного. Окажется ли он достаточно прочным для практического применения, покажут дальнейшие исследования. 

9. Загадка пирамид раскрыта. Теперь точно

На протяжении нескольких веков ученые, да и рядовые любители истории ломали голову: как древним египтянам, не знавшим железа, удалось построить одно из Чудес Света – Пирамиды Гизы. Ключевой вопрос звучал примерно так: каким образом они доставляли 2,5-тонные гранитные блоки к месту стройки за почти тысячу километров от месторождения? Версии предлагались самые разные, включая инопланетное вмешательство. Лишь в сентябре этого года американский археолог Марк Ленер обнаружил достоверное документальное свидетельство, проливающее свет на строительные технологии эпохи Древнего Царства. Речь идет о папирусе, написанном около 2600 года до н.э. неким Мерером, выполнявшим на стройке пирамиды Хеопса функции одного из прорабов – он командовал сорока подчиненными. Мерер пишет, что для транспортировки гигантских блоков были прорыты каналы от Нила до самого подножия пирамиды, а огромные деревянные лодки с этими блоками тянули тросами египетские «бурлаки». Так строителям удалось переместить около 170 000 тонн известняка и гранита. 

10. С Сахалина до Калининграда за полчаса

Пожалуй, самой резонансной научно-технической новостью сентября стал анонс Илоном Маском его очередного проекта, как всегда – на грани фантастики. На Международном космическом конгрессе в Австралии Маск рассказал о своем намерении построить совершенно новую ракету под названием BFR, которая станет основной для полетов на Марс. Но чтобы заработать деньги на исследование Красной планеты, Маск предложил использовать свой ракетоноситель в качестве принципиально нового баллистического транспортного средства, добраться на котором до любой точки Земли можно не более чем за час. К примеру, путешествие из Шанхая в Нью-Йорк на BFR заняло бы около 40 минут. При этом, как утверждает Маск, билет на ракету будет стоить не дороже билета на обычный самолет в эконом-класс. Нечто подобное описал американский фантаст Филип Дик в романе «Человек в высоком замке», но в реальной жизни идея межконтинентального ракетного транспорта озвучена впервые. Никаких технических деталей проекта Илон Маск не раскрыл, ограничившись презентацией самой концепции. Между тем многие эксперты уже задаются вопросом, а смогут ли обычные пассажиры выдерживать перегрузки при взлете ракеты. 

Инновации Технологии Новости науки

я знаю на эту тему больше

© 2014 ОАО «Атомэнергомаш». Атомное и энергетическое машиностроение.
115184, г. Москва, Озерковская наб. д. 28, стр.3
Свои вопросы и предложения присылайте по адресу info@vestnik-aem.ru    "МедиаЛайн"