Новости науки: 10 событий сентября

«Трудных наук нет, есть только трудные изложения», - написал как-то Александр Иванович Герцен. Так вот и мы сегодня постараемся простым языком рассказать об открытиях сентября в разных областях – медицине, космосе, геологии, биологии, социологии, археологии.

Новости науки: 10 событий сентября

1. Первый на Земле

Летом 2014 года сотрудники геологического факультета МГУ обнаружили удивительный объект на территории полуострова Ямал. Но стало понятно, что это за «зверь» такой, совсем недавно. Оказалось, это первый на нашей планете криовулкан. Раньше подобное явление встречалось, например, на ледяном спутнике Сатурна Энцеладе и спутнике Нептуна Тритоне.

Чтобы понять природу явления потребовалось время. Сначала высказывали предположения, что причиной мог стать метеорит, который оставил кратер в результате падения, а, возможно, виноват был взрыв скопившегося под землей метана. Казалось бы, ну какая разница, как появилась воронка диаметром около 20 метров и глубиной около 50. Но важно было понять, не грозит ли такой процесс людям и постройкам. Ведь в 30 км от места воронки находится Бованенковское газовое месторождение.

Ученые взглянули на снимки со спутника и увидели бугор. Выяснилось, что изначально на этом месте было озеро, затем оно пересохло. Дно водоема, еще недавно относительно теплое, начало промерзать, в итоге оттаявший грунт под кодовым именем «талик», грунтовые воды и накопленный углекислый газ оказались «под шляпой» замёрзшего грунта – появился бугор пучения, который и приметили на снимках ученые. Затем внутреннее давление спровоцировало взрыв и выброс воды. И образовалась воронка.

О своем открытии геологи поведали миру в научном журнале Scientific Reports.

2. Вновь в строю

Ученые Санкт-Петербургского государственного университета с уверенностью смотрят в будущее антибиотиков. И это несмотря на то, что последние годы многие специалисты пророчат скорый их конец, ведь все больше бактерий «плюют» на поступающие в организм препараты и живут себе дальше припеваючи. Как оказалось, бактерии выработали защиту от лекарств – они переходят в состояние биопленки. А ее броню пробить весьма сложно.

«Сегодня уже существуют сложные и проверенные схемы применения антибиотиков, одобренные Всемирной организацией здравоохранения. Перед нами не стоит задача вытеснить из употребления существующие препараты. Напротив, мы хотим подарить им вторую жизнь, заставив работать так же хорошо, как и 50 лет назад», - говорит научный сотрудник кафедры энтомологии СПбГУ Андрей Яковлев.

Так вот, ученые из университета призвали на помощь личинку мухи и ее пептидный комплекс FLIP7. Он способен разрушать биопленку и делать бактерии доступными для антибиотиков, причем, лекарства требуется даже меньше, чем обычно.

Есть даже первые результаты – разработан препарат в виде гидрогеля и он неплохо справляется в комплексном лечении и трофическими язвами и диабетической стопой. Обещали помочь и друзьям нашим меньшим, излечивая ушные и глазные инфекции.

3. Акула-«вегетарианец»

Молотоголовые акулы не прочь добавить в свой рацион зелени. И раньше было понятно, что они могут иногда заглатывать траву вместе со съедаемыми креветками, рыбками и другими «мясными» продуктами. Но в основном их считали мясоедами. Ученые Калифорнийского университета в Ирвайне и Флоридского международного университета в Майами выяснили, что травушка-муравушка может составлять в рационе молотоголовой акулы до 62% всей употребляемой пищи

Ученые выбрали пять акул, за которым стали наблюдать. Три недели их кормили водорослями, акулы с радостью их ели. В меню также были кальмары. В итоге рыбы прекрасно переваривали водоросли, набирали вес и выглядели прекрасно. Исследователи предположили, что и другие виды акул также могут с удовольствием сдабривать мясо зеленью.

4. Вредная работа

Шведские социологи заявили в журнале Sciencemag, что работа в офисе, да еще и в большом коллективе повышает вероятность разводов. Исследователи изучили данные о разнополых парах, поженившихся с 1981 по 2002 год – о продолжительности их совместной жизни, о месте работы. Кстати, за этот период распалось около 100 000 пар.

Почему Дания стала «идеальной лабораторией», а не Швеция? Дело в том, что датчане весьма спокойно и, можно сказать, положительно относятся к разводам. Плюс они весьма охотно заводят отношения на работе. И еще один факт – в этой стране самый высокий процент матерей, возвращающихся на работу.

Оказалось, что мужчины, у которых в офисе преобладал женский коллектив, были склонны к разводу на 15% больше, чем те, что работали в основном с мужчинами. У женщин показатель скромнее – 10%. И, кстати, высокообразованные люди чаще подавали на развод, чем их сверстники с образованием похуже, но работающие примерно в одинаковых условиях. Самые «горячие» работники – в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса, а самые верные супруги – в библиотеках и сельском хозяйстве.

5. Новые виды

В полку гигантских динозавров прибыло! В ЮАР, вблизи местечка Кларенс был обнаружен новый вид. Первые кости ученые обнаружили в 1988 году, но в 2017 было найдено последнее звено, которое позволило воссоздать облик. Ledumahadi mafube был самым большим животным, жившим на Земле 200 миллионов лет назад. Он весил 12 тонн, а рост его был 4 метра. Если сравнивать его с современными крупными зверями, то он был больше африканского слона в два раза.

Да, это не самый крупный динозавр из известных, но ученые говорят, что «это первый настоящий гигант среди зауроподов». Зауроподы – четвероногие растительноядные динозавры, жившие с юрского по меловой период. У последних представителей конечности были похожи на конечности слонов, а вот у L. mafube передние были немного согнуты. Это помогает разобраться в эволюции зауроподов. Кстати, L. mafube крупнее хорошо известного тираннозавра, не уступает в размерах бронтозавру (тоже зауроподу), но старше всех их на 10 миллионов лет.

Описала новый вид команда ученых во главе с Джоном Шуаньере из Витватерсрандского университета (ЮАР) в журнале Current Biology. Динозавру дали имя Сесото, что переводится как «сильный раскат грома на рассвете». Сесото – один из 11 официальных языков ЮАР и язык региона, в котором зверь был найден.

6. Жить будем!

Ученые из Токийского университета и Национальной астрономической обсерватории Японии обнадежили – по их подсчетам конец Вселенной наступит примерно через 140 миллиардов лет. Это в 10 раз больше нынешнего возраста Вселенной. Об этом рассказали в статье в издании Asahi Shimbun. Исследователи с помощью сверхмощного телескопа на Гавайях изучили около 10 миллионов галактик, понаблюдали за поведением темной материи и темной энергии в космосе.

В итоге японские ученые согласились с выводами, который были сделаны ранее – Вселенная расширяется за счет темной материи, коей в ее составе 95%. Но вот темпы ее расширения, по их мнению, не столь быстры, как полагали их коллеги.

"Мы надеемся продолжить изучать и другие галактики, чтобы провести еще более точные вычисления. Также нам, конечно, хочется узнать, что именно произойдет, когда темная материя разрастется до такой степени, что наступит тот самый конец, который сулят нам теоретические предположения", -  сказал профессор Тиакэ Хикагэ.

7. Кошки-мышки

Как вы думаете, кто круче в «бою» - кошки или крысы? Казалось бы, котики очень любят охотиться за грызунами, только дай им волю. Майкл Парсонс из университета Фордхэма в Нью-Йорке (США) с группой товарищей в потаенном уголке Бруклина, в центре переработки мусора, выловил несколько десятков крыс из крупной колонии, и вшили им чип. Плюс исследователи установили на мусорке несколько камер. Это помогло наблюдать за передвижениями грызунов и их поведением при появлении кошек и людей. Оказалось, что при запахе кошек крысы предпочитали спрятаться в норы. Кошки двадцать раз пытались следить за крысой, и всего три раза пытались ее поймать, один раз попытка успеха не принесла. Правда, стоит заметить, что крысы были весьма крупными – более 300 грамм. Кошки, если и охотились, то на более мелкую добычу.

Несмотря на огромное количество выброшенных кошек в США, крысы совершенно не страдают от их присутствия. Так что использовать «мурок» для ловли крупных городских крыс бесполезно. «Когда рядом с крысами появляются кошки, они меняют свое поведение и стараются проводить больше времени в норах и в других укромных уголках. Люди реже видят крыс и думают, что кошки съели их, хотя на самом деле они просто прячутся», — уверен Майкл Парсонс.

8. Фанатам Star Trek

Ученые долгие годы задавались вопросом, существует ли в реальности планета Вулкан, на которой родился капитан Спок. В 1991 году создатель научно-фантастического телесериала «Звездный путь» Джин Родденберри ответил на вопрос фанатов, интересующихся, где же жил Спок. Его ответ, тогда казавшийся шуткой, был такой – на планете Вулкан, а находится она у звезды 40 Эридана А. Это оранжевый карлик, который любой желающий в южном полушарии может разглядеть даже без помощи телескопа.

И оказалось, что в каждой шутке есть доля правды. У этой звезды не так давно обнаружили планету, пока ее назвали 40 Эридана b, но ученые уже точно знают, какое имя ей дадут. Исследование скоро будет опубликовано в британском научном журнале The Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Планета эта немаленькая, относится к классу Суперземель – массой в восемь-девять раз больше, чем у Земли, а радиусом - в два раза больше, у нее твердая поверхность и оборот вокруг своей звезды она делает за 42 дня. А тройная звездная система позволяет видеть с планеты сразу три солнца. «40 Эридан А может быть идеальной звездой-хозяином для продвинутой цивилизации», - заявил астроном из Университета штата Теннесси Мэтт Мютерспо, соавтор нового исследования.

А руководитель исследования Бо Ма из Университета Флориды заметил: «Теперь любой, кто видит в ночном небе звезду 40 Эридана А, может с гордостью указать на дом Спока».

9. Тундра высоко

Международный коллектив ботаников и экологов 30 лет собирал информацию – о температуре, влажности почвы и растениях – со 117 площадок, в частности в высокогорных экосистемах Северо-Западного Кавказа, на Аляске, в Канаде и других местах.

Выяснилось, что за эти годы тундра выросла на 8 сантиметров! И все это за счет растений, которые на фоне глобального потепления устремились ввысь. Плюс «южные» представители флоры проникли на территорию Арктики. Чем это грозит? Высокие растения эффективнее задерживают снег, улучшается теплоизоляция и ускоряется таяние вечной мерзлоты. А в это мерзлоте содержится около 50% почвенного углерода и его высвобождение только усилит парниковый эффект.

Оказалось, что температура увеличивалась в среднем на 0,09 градусов каждый год. Такими темпами к концу века растения станут выше на 20-30 %. И парниковый эффект усилится.

«Наше исследование уникально своей масштабностью: никто прежде на столь обширной географии и столь длительном периоде времени не анализировал связь между признаками растений и климатическими параметрами, — пояснил Владимир Онипченко, один из авторов исследования, заведующий кафедрой геоботаники биологического факультета МГУ. — Для нас было весьма удивительным выяснить, что больше всего повышение температуры сказывается на высоте растений. Причём эта особенность характерна для всех точек наблюдения. Полученные результаты дают широкое представление о процессах, происходящих в тундровых экосистемах в контексте глобального потепления, и позволяют уточнить ныне существующие экологические модели».

10. Долой депрессию!

На борьбу с депрессией приходит правильное питание. Группа исследователей из Великобритании, Испании и Австралии изучили пищевые привычки 36 тысяч человек и рассмотрели 41 исследование о взаимосвязи питания и развития психических заболеваний. И сделали вывод, что большое количество овощей и фруктов в рационе на 33% снижает риск депрессии. А уменьшение в меню мяса, насыщенных жиров и сахара – на 24%. В итоге идеальной была призвана средиземноморская диета с большим количеством фруктов, овощей, орехов, морепродуктов.

«Имеются убедительные доказательства существования связи между качеством вашего рациона и вашим психическим здоровьем. Эта взаимосвязь выходит за рамки влияния диеты на объемы вашего тела или другие аспекты здоровья, которые, в свою очередь, могут повлиять на ваше настроение», - сказала один из авторов исследования Камилла Лассаль.

Результаты были опубликованы в журнале Molecular Psychiatry.