Новости науки: 10 событий октября

«Придет время, когда наука опередит фантазию», - написал в свое время Жюль Верн. Современные фантазеры делают все новые и новые открытия в совершенно разных областях наук весьма активно. Сегодня мы познакомим вас со свежими, октябрьскими.

Новости науки: 10 событий октября

1. Вода из воздуха

«Из области фантастики!», - скажете вы. Нет, свершившийся факт. Ученые Самарского национального исследовательского университета изобрели «Вихревой родник», который с этой задачей прекрасно справляется. Установка скромного размера – высотой 6-10 метров, диаметр 1-2 метра, сделана из пластмассы, используется в пустыне.

«Идея добывать воду из воздуха не нова. Она известна со времен, когда караваны торговцев шли нескончаемым потоком по Великому шелковому пути. Записки арабских путешественников свидетельствуют, что на всем протяжении каравана были созданы колодцы, в каждом из которых было достаточно воды, чтобы напоить путников и верблюдов, — поделился один из разработчиков установки, профессор кафедры теплотехники и тепловых двигателей Самарского университета Владимир Бирюк. — Конструкция колодца и используемые материалы создавали внутри температурный перепад, формируя тем самым вихревые потоки. Благодаря им раскаленный пустынный воздух превращался в холодную воду».

Вот этот самый вихревой поток ученые и использовали, эта деталь отличает установку от аналогичных приборов. Влага получается из воздуха, который закручивается «генератором вихря», потом он резко охлаждается, из-за чего образуется конденсат. Он-то и стекает в водосборник, который находится ниже уровня земли. В сутки получается около 0,8 кубометров дистиллированной воды.

«Очень важно, что вода, добываемая из атмосферы, по стоимости получается самой недорогой в сравнении с другими способами. Кроме того, наша установка не требует средств на эксплуатацию. Необходимы лишь разовые минимальные вложения на ее сборку и монтаж», — обрадовал Владимир Бирюк.

2. Кто живет дольше?

Ученые американского Института Вандербильта (штат Теннеси) говорят, что продолжительность жизни зависит от количества нейронов в головном мозге. То есть, животное с крупным телом или медленным обменов веществ не обязательно будут жить дольше. В лидеры выбиваются те, у кого больше нейронов. В частности, птицы живут в 10 раз дольше млекопитающих аналогичного размера.

Более 700 теплокровных животных были внимательно изучены Сюзаной Херкулано-Хузель, доцентом кафедры психологии и биологических наук. Она узнала продолжительность их жизни, а также количество корковых нейронов. В результате удалось сделать вывод, что дольше жили те, у кого больше нейронов.

«Независимо от того, птица перед нами, обезьяна или человек, количество нейронов, которые находятся в коре головного мозга этого вида, предсказывает порядка 75 процентов всех вариаций продолжительности жизни по видам», — говорит автор исследования. Хотите жить дольше? Поддерживайте ваши нейроны в максимально рабочем состоянии.

3. Сильнее, еще сильнее!

По словам ученых из университета Вирджинии (США) витамин D активно помогает при усиленных нагрузках.

Уже было известно, что витамин D не только укрепляет кости и зубы, но и снижает смертность от инфаркта, тормозит рассеянный склероз, помогает защищать клетки от старения и рака, от развития диабета и некоторых других заболеваний.

И вот теперь Амр Мараван с коллегами выяснили, что витамин D помогает людям становиться более выносливыми. Они держали на контроле здоровье и физическое состояние 2000 участников мониторингового проекта National Health and Nutrition Survey в первой декаде 2000-х годов. Оказалось, что любители солнечного витамина в три раза лучше выполняли тест на максимальное количество кислорода при дыхании. И вообще показали себя лучше тех, кто этот витамин игнорировал.

Но употреблять его в любых количествах, конечно, нельзя. Есть профилактические дозы, либо дозы лечебные, которые нужны при диагностированном недостатке. Совсем скоро кардиологи обещают выяснить точное необходимое количество витамина, которое можно будет принимать без вреда, а лишь для пользы организма.

4. О, древнейший из древнейших!

На дне Черного моря рядом с Болгарией достаточно неожиданно для всех обнаружили корабль, которому «стукнуло» более 2,4 тысячи лет. Он оказался в ряду более, чем 60 потерпевших крушение кораблей, которые нашла международная команда морских археологов, ученых и морских геодезистов в течение трех лет исследований глубин Черного моря.

«Корабль, сохранившийся в неповрежденном виде со времен классической эпохи и лежащий на глубине более двух километров, — это то, во что я бы никогда не поверил», — заявил ведущий исследователь команды профессор Джон Адамс (Black Sea Maritime Archaeology Project (MAP)).

Несмотря на внушительный возраст, корабль прекрасно сохранился благодаря недостатку кислорода на глубине. Длина 23 метра, можно рассмотреть мачты, рули и скамьи для гребцов. С большей долей вероятности корабль принадлежал древним грекам и был торговым судном.

Исследователи не планируют поднимать его на поверхность. Достали лишь маленький кусочек для проведения углеродного анализа, выполненного Саутгемптонским университетом. Он, кстати, подтвердил предположение, что это «самый древний неповрежденный корабль, известный человечеству».

5. Долгая счастливая жизнь

Как вы думаете, что надо делать, чтобы семейная пара жила долго и счастливо? Специалисты из Калифорнийского университета выяснили, что для этого нужно чаще говорить «мы». Это как бы говорит о том, что вы не эгоисты и нацелены на долгие отношения, основанные на взаимном уважении, доверии и понимании.

Меган Роббинс и ее команда проанализировали 30 исследований с почти 5 300 участниками. И стала смело утверждать, что пары, в которых часто говорят «мы» имеют более успешные отношения, они в целом здоровее и счастливее.

Это работает не только в «свежих» парах, но и у пожилых супругов. Важно помнить, что особенно хорошо срабатывает волшебное местоимение во время ссор и просто трудных времен. Ученые уверены, что это помогает сделать отношения более близкими.

6. Только без рук!

Представьте, вы летите на высоте 10 000 километров, а за штурвалом никого нет! Похоже на ужасный сон. Пожалуй, это и правда, пока лишь сон. Но, между тем, в Китае весьма успешно прошел полет первого беспилотного транспортного самолета.

«Фэйхун 98», что означает «Летящий лебедь 98», ринулся ввысь со взлетно-посадочной полосы на испытательном полигоне в городе Баотоу в автономном районе Внутренняя Монголия. Он был спроектирован Китайской корпорацией космической науки и техники (CASC). Поднять он может груз весом 1,5 тонны и взять максимальную высоту до 4,5 тыс. м с крейсерской скоростью 180 км/ч. До 1,2 тыс. км он может лететь без подзаправки. Он хорош для местностей со сложным рельефом, потому что будет рад и полосе в 150 метров.

Радостную новость о самом большом транспортном беспилотнике рассказали на информационном портале Knews.

7. Катаклизм галактического масштаба

Млечный путь – наша родная галактика, а вокруг нее кружатся галактики карликовые. В частности, Большие и Малые Магеллановы облака. И не так давно ученые случайно поняли, что между ними произошло космическое ДТП. Выяснила это группа астрономов, данные опубликовали в журнале Astrophysical Journal Letters.

«Это крайне удивительное открытие. Мы открыли гигантскую область Малого Магелланова облака, так называемое «Крыло», которое сейчас отделилось от остальной части этой галактики и движется в сторону Большого облака», — заявила американский исследователь Салли Ойи из университета Мичигана в Энн-Арборе. Ученые занимались другой работой – они устроили перепись молодых звезд в Малом Магеллановом облаке. И оказалось, что в «Крыле» эти звезды движутся значительно быстрее, причем в сторону Большого облака.

Раньше ученые думали, а не было ли столкновения? Ведь эти галактики имеют неправильные формы, довольно странное вращение вокруг Млечного пути. Теперь же удалось доказать, что было натуральное столкновение. Большое облако буквально вырвало куски из Малого и значительно сократило его запасы темной материи. Часть звезд вылетело наружу и теперь блуждает за пределами галактики. А «Крыло» движется к Большому облаку со скоростью 64 км/с.

8. Слышать глазами

Теперь визуальная информация для людей незрячих преобразуется в информацию звуковую с помощью аудиовизуальной системы. Очки – прибор высокотехнологичный, с широкоугольной камерой, инфракрасным датчиком, микропроцессором в дужках, аккумулятором, костным и дополнительным наушником, кнопками управления. Связаны они с вычислительным блоком – смартфоном через Bluetooth. Основано действие прибора на нейросетевых технологиях и искусственном интеллекте.

Очки распознают лица и предметы, которые занесены в облачное хранилище. Ночью они с легкостью видят препятствия, могут «читать» и озвучивать текст, при нестандартном изменении положения тела позовут на помощь, «работают» как навигатор.

Представили изобретение на международной выставке средств реабилитации и ухода International Trade Fair for Rehabilitation and Care в Дюссельдорфе. Производитель – компания «Некс-Т», резидент особой экономической зоны «Технополис Москва».

9. Пиранья, поедающая динозавра

В центральных регионах Баварии обнаружили останки одной из первых пираний на Земле, которая могла обглодать даже динозавра! Она легко обдирала мясо не только с костей рыб, но и с костей крупных животных юрского периода. Пиранья относительно небольших размеров, зато самая древняя из ныне найденных. Ее челюсти имели пять рядов острых зубов, имевших характерную кинжаловидную форму. Открыть широко челюсть рыбки не могли, но сила укуса была феноменально сильной. Это позволяло весьма в агрессивной манере нападать на рыб и откусывать их плавники, обгладывать крупные туши динозавров и морских ящеров, попавших в их «зону действия». Рыбке дали имя Piranhamesodon pinnatomus.

«Все представители этого семейства рыб обладают очень «плоскими» зубами, приспособленными для дробления ракушек. Поэтому открытие «пираньи» было подобно тому, если бы мы нашли овцу, чьи челюсти украшены зубами волка. Еще более удивительным был ее возраст – все известные нам рыбы юрского периода проглатывали добычу целиком, а не отрывали куски от нее», — удивился Мартин Кёльбль из Юрского музея в Айхштетте (Германия).

10. Перекусим на ночь, для стройности!

Ученые из Университета штата Флорида выявили в ходе эксперимента, что порция творога на ночь отлично снижает количество жира в организме. Кстати, это одно из первых исследований в области питания, в котором участники съедали продукт, а не протеиновый коктейль или добавку.

Женщины, которым в среднем было 23 года, съедали за 30-60 минут до сна творог, через пару часов после стандартного ужина. Получилось, что в организм попадало 30 г белка, 10 г углеводов и 0 г жира.

После чего ученые измеряли скорость метаболизма и следили за восстановлением мышц. Оказалось, что 30 грамм белка перед сном ускоряет обмен веществ и в целом хорошо влияет на общее состояние. Все благодаря содержащемуся в нем казеину, который медленно поступает в организм и налаживает стабильную подачу аминокислот. К тому же он помогает добиться интересного эффекта – организм тратит больше энергии на переваривание пищи, поэтому даже во сне сжигаются калории.