Новости науки: 10 событий ноября

«Мы дети галактики, но самое главное - мы дети твои, Дорогая Земля», - пелось в знаменитой советской песне. Какие сюрпризы преподнес в ноябре космос, Земля и сами «дети», расскажем в этом выпуске.

Новости науки: 10 событий ноября

1. Гигантская «Колыбель человечества»

Ох уж эти ученые, только дай им поспорить. Долгие годы палеонтологи и антропологи никак не могут сойтись во мнении, где же точно находится родина рода Homo – в национальном парке Аваш в Эфиопии или в Олдувайском ущелье в Южной Африке. В обеих этих точках человечество зародилось 2,6-2,4 миллиона лет назад.

Спасибо Мохамеду Сахнуни из Национального центра изучения эволюции человека в Бургосе (Испания) и его с коллегами находке, которую они сделали в местечке Айн-Бушерит на северо-востоке Алжира. Испанские палеонтологи более 10 лет назад обнаружили тут много костей древних животных. Сахнуни и Ко внимательно изучили кости, и увидели на них немало царапин и надрезов, будто тушу кто-то разделывал. Поэтому пришлось вернуться в Айн-Бушерит и еще немного покопать, а не засиживаться в лаборатории. Увы, костей людей они не обнаружили, но вот два набора характерных «олдувайских» орудий труда откопали. Над выяснением возраста пришлось поколдовать, используя следы магнитного поля Земли. Оказалось, что им 2,4 и 1,9 миллиона лет. Получается, что «специалисты по орудиям» оказались в этой точке Северной Африки, которая, надо заметить, очень далека от парка Аваш и Олувайского ущелья, сразу после появления Homo. О своем открытии они и рассказали в журнале Science.

«Похоже, что наши предки не только заселили Восточную Африку после появления рода Homo, но и весь континент, в том числе его северные регионы. Можно сказать, что все споры вокруг положения «колыбели человечества» не имеют смысла – весь континент оказался прародиной нашего вида», — заявил Мохамед Сахнуни.

2. Еще чашечку?

Кофе не только вреден, но и полезен. Да, доказано, что он может вызывать приступы изжоги и некоторые другие желудочно-кишечные проблемы. Но имеются и исследованные учеными плюсы – снижение риска возникновения сердечно-сосудистых проблем, уменьшение риска развития проблем с печенью, метаболических и неврологических заболеваний. А совсем свежие исследования показали, что напиток обладает высокой антиоксидантной способностью и противовоспалительными эффектами. Ученые из Университета Томаса Джефферсона в Филадельфии сделали вывод, что кофе насыщает клетки организма кислородом и помогает их восстановлению. Есть тонкости – лучше пить кофе из жареных зерен, а не из зеленых. Идеальный способ приготовления такой: молотый кофе заливается горячей водой и заваривается под крышкой на пару минут, можно приготовить его во френч-прессе. И, внимание, кофе должен быть выпит в течение 5-10 минут после заваривания. В этом случае кислотность будет идеальной. Кстати, холодный кофе такими суперспособностями не обладает.

3. «Наногранаты» к бою!

Долгие годы ученые ищут безопасные и эффективные способы борьбы с различными заболеваниями: инфекционными и неинфекционными, в том числе с раком. В последнее время упор делают на наночастицы. Они либо помогают доставлять токсины, которые требуются для борьбы, непосредственно к очагу заболевания или в опухоль. Либо прикрепляются к опухоли или микробам и вирусам, становясь мишенью для иммунных клеток или лазера.

А химики из университета ИТМО в Санкт-Петербурге пошли дальше – изобрели наночастицы-трансформеры, которые при воздействии лазера меняют свою структуру. Все началось с экспериментов с чувствительным наноматериалом, состоящим из наночастиц двуокиси титана. Он расщепляет воду на атомарный кислород и водород при воздействии света. Этот кислород в растворе органических соединений резко меняет кислотно-щелочной баланс. У ученых возник вопрос – может ли этот наноматериал воздействовать на крупные наночастицы. В итоге появились полые наночастицы, с оболочкой из полимерных нитей и вкраплений из оксида титана и серебра. Когда на них светит инфракрасный лазер, они разрушаются и высвобождают содержимое.

В ходе опытов на бактериях стало понятно, что такие «бомбочки» работают хорошо. А в теле человека, которое не препятствует проникновению инфракрасных лучей, они смогут успешно бороться с опухолями и инфекциями.

4. Звезда-«старушка»

Австралийские астрономы из университета Монаша нашли звезду, которая на сегодняшний день считается старейшей из известных. Ей 13,6 миллиардов лет, при том, что самой Вселенной 13,7 миллиарда! Звезда, которая находится в созвездии Змееносца, массивнее Солнца в 60 раз! Свет у нее достаточно тусклый, но от цепкого взгляда астрономов звезда суперпочтенного возраста все же не укрылась. Правда, произошло это отчасти случайно: астрономы тогда занимались изучением более яркого светила. Старейшей на сегодняшний день звезде присвоили номер 2MASS J18082002–5104378 в звездном каталоге.

«Чрезвычайно низкое содержание металла в составе открытой звезды указывает на то, что она может быть всего лишь на одно поколение удалена от Большого Взрыва, а, например, наше Солнце - более чем на 100 тыс. поколений», - отмечает доцент Кевин Шлауфман из Университета Джона Хопкинса, выступивший соавтором исследования. Дело в том, что, по мнению ученых, ранние звезды, которые появились немногим позже Большого взрыва, практически не имели металла в составе.

Важность открытия состоит в том, что эта звезда удалена от центра галактики и находится в «тонком диске» Млечного пути. Там вообще-то обитают молодые звезды, в том числе и Солнце. Ученые высказали предположение, что район галактики, где расположена Земля, старше минимум на 3 миллиарда лет, чем предполагалось ранее. «Эта находка очень важна, потому что впервые мы смогли увидеть, что очень древние звезды с низкой массой действительно существуют и могут дожить до дня сегодняшнего, не уничтожая самих себя», - сказал соавтор исследования, доктор Эндрю Кейси, преподаватель в Школе физики и астрономии Университета Монаш.

5. Полезное многообразие видов

Четыре года ученые из Дальневосточного федерального университета и Дальневосточного отделения Российской академии наук совершали экспедиции по морям Дальнего Востока. В результате они обнаружили, что в российской зоне дальневосточных морей обитает более 6,9 тысяч видов гидробионтов (морских организмов). При этом в Японском море из 621 вида аж 201 оказался новым для науки. А в Курило-Камчатском желобе нашли 142 новых вида.

«Глубинные исследования переворачивают наше представление о биологическом разнообразии. В дальневосточных морях обнаружены сотни и сотни ранее неизвестных организмов. Сейчас команда ученых занимается описанием новых видов, и нам еще только предстоит оценить потенциал их использования. У многих гидробионтов выявлены важные противоопухолевые и антибактериальные свойства, а значит — они могут стать основой для создания новых лекарственных препаратов», — говорит Андрей Адрианов, вице-президент РАН, заведующий кафедрой биоразнообразия и морских биоресурсов Школы естественных наук ДВФУ.

6. Озон возвращается

Глобальное потепление «сжирает» озоновый слой, который защищает нас от губительного воздействия ультрафиолета. Но сегодня только хорошие новости! Научные эксперты, которые раз в четыре года публикуют доклад о «здоровье» этого прекрасного слоя, заявили, что по 1-3% за десятилетие озоновый слой в стратосфере восстанавливается.

В пресс-релизе Всемирной метеорологической организации (ВМО) и Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), уверенно говорится, что шаги по Монреальскому протоколу, вступившему в силу в 1989 году по веществам, которые защитный слой разрушают, делают свое дело.

Производство губительных для озонового слоя веществ в атмосфере сокращается, что помогает восстановлению защиты. И уже есть надежда, что «в Северном полушарии и средних широтах озон должен полностью восстановиться к 2030-м годам, в Южном полушарии - в 2050-е, а в полярных регионах - к 2060-м годам. Как подчеркивают в ВМО и ЮНЕП, нынешнее исследование представляет собой «еще одно свидетельство воодушевляющего успеха» Монреальского протокола».

7. Придать стабильности

Падающая Пизанская башня за последние 20 лет выровнялась на 4 сантиметра, сообщило агентство ANSA.

«Годовые колебания не превышают 0,5 мм, но, главное, постройка совершенно стабильна и находится в гораздо лучшем состоянии, чем ранее прогнозировалось», - высказалась доцент кафедры геотехники в Университете Пизы Нунцианте Скуэлья, которая сотрудничает с наблюдательной группой ученых.

Эта группа с 1990-х годов изучает башню, наблюдает за ней и делает все, чтобы она не упала. В те годы достопримечательность была закрыта для посещений, поскольку появились опасения, что она рухнет. Но теперь она медленно, но верно выпрямляется. Как бы Пиза не потеряла свой легендарный товарный знак!

8. Опасный женский храп

Пугает ли он мужчин, которые оказались рядом с храпящей женщиной? Кто знает. Зато науке точно известно, что подобные нарушения с дыханием во сне для здоровья опаснее женщинам, чем мужчинам.

Радиологическое общество Северной Америки регулярно проводит встречи. И вот на очередной из них ученые рассказали, что у женщин недостаток воздуха во время сна и хронический храп сильно повышают вероятность серьезных проблем с сердечно-сосудистой системой.

При обструктивном апноэ во сне мышцы горла периодически расслабляются и блокируют дыхательные пути. Среди симптомов – нехватка воздуха во время сна, пробуждение с сухим ртом, утренняя головная боль и раздражительность, громкий храп. Среди осложнений – дневная усталость и сонливость, проблемы с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

«Мы обнаружили, что сердечные показатели у женщин, по-видимому, сильнее влияют на болезнь, а женщины, которые храпят или страдают от апноэ, могут подвергаться большему риску для сердца», - сказал руководитель исследования Адриан Курта из Мюнхенского университета.

Слова подтверждены статистикой. Курта со своими коллегами некоторое время наблюдали за 5000 англичанами. Пациентов разбили на три группы: с обструктивным апноэ во сне (118 человек), страдающих от храпа (1886 человек) и те, у кого нет ни того, ни другого (2477 человек). Выяснилось, что апноэ или храп влияли на размер левого желудочка, он увеличивался, что заставляло «мотор» работать усерднее. В итоге оказалось, что разница между массой левого желудочка у группы храпунов по сравнению со здоровыми испытуемыми у женщин больше, чем у мужчин.

9. Что такое килограмм?

До недавних пор килограмм определялся через физический эталон — платиново-иридиевый цилиндр с гордым именем Le Grand K. Он хранится в парижском Международном бюро мер и весов (BIPM) со дня своего изготовления в 1889 году. И вдруг, о ужас, ученые заметили, что масса цилиндра медленно, но верно стала уменьшаться. Что негоже эталону!

Поэтому с 2005 года начались активные поиски эталона нового, но уже не в физическом выражении, а в языке формул. И вот, на встрече в Версале (Франция) представители 60 стран единодушно согласились пересмотреть определение базовых единиц и увязать их отныне с основными законами природы. В итоге выработали математический эталон массы, базирующийся на постоянной Планка, связывающей энергию частицы с частотой ее колебаний, и на легендарной формуле Эйнштейна E=mc2.

Выбрасывать на свалку истории Le Grand K пока не спешат. Дождутся Всемирного дня метрологии –20 мая 2019 года. Тогда-то и отправят его на пенсию, а новое измерение вступит в свои права.

«Для нас это особенно знаменательный день — все метрологическое сообщество двигалось к этой цели на протяжении последних 30 лет. Теперь мы наконец-то можем заняться другими проблемами и начать новые измерения. Наша следующая цель – дать новое определение секунде, используя атомные часы», — сказал Ян-Теодор Янссен, глава Национального метрологического института Британии.

10. Спорт для долгой жизни

Уже давно ученые доказали, что зарядки и некоторые виды спорта для здоровья полезны. Но сейчас они пошли дальше. «Все врачи рекомендуют заниматься спортом, однако никто не проводил масштабных проверок того, как он влияет на реальное долголетие человека», — заявил Ульрих Лауфс из Лейпцигского университета.

В итоге набрали около 300 добровольцев и разделили их на группы. Одни занимались простой аэробикой, вторые – чередовали тяжелую и легкую нагрузку, подключая велосипед и греблю, третьих нагружали больше всех – она занимались на самых серьезных тренажерах. Увы, лишь половина дошла до конца испытания. Зато оставшиеся помогли ученым доказать, что изменение длины теломер — концевых участков хромосом, зависит от типа нагрузки. Как же эти участи влияют на долголетие? Процесс такой – благодаря умеренным нагрузкам вырабатываются белки, которые отвечают за починку этих самых теломер. Изменения в теломерах клеток крови отражают изменения в стенке сосуда и миокарде. Это важно для понимания механизма сердечно-сосудистой профилактики с помощью физических нагрузок. В общем итоге замедляется старение и омолаживаются клетки. А вот эрозия теломер связана с развитием болезней и их тяжестью.

Вывод исследования звучит так: у тех, кто занимался бегом, аэробикой, греблей, катался на велотренажерах, в два-три раза возросла активность белков, защищающая теламеры от разрушения. Те же, кто занимался тяжелой атлетикой, увы, не получили этих прекрасных результатов. Так что занимайтесь упражнениями на выносливость, а не силовыми тренировками. Они укрепляют работу сердца и помогают мускулам эффективнее использовать кислород. В итоге – долгая счастливая жизнь.