Новости науки: 10 событий августа

«Дело науки – служить людям», - считал Лев Толстой. Наша задача несколько скромнее – поддерживать интерес к актуальным научным исследованиям. В числе августовских интересностей – разгадка тайны Бермудского треугольника, социальная драма голых землекопов и клад времён Бориса Годунова.

Новости науки: 10 событий августа

1. Голубая глубина

Бриллианты голубого цвета встречаются в природе крайне редко, а потому страшно дороги. К примеру, в 2015 году бриллиант «Голубая луна» был продан с аукциона Sotheby's за безумные 48 миллионов швейцарских франков. Между тем, до недавнего времени учёные до конца не понимали, как же формируются эти удивительные камни. Дело в том, что обычные прозрачные алмазы «растут» в так называемых кимберлитовых трубках – столбах из магматических пород, поднявшихся с самых глубоких слоёв мантии к земной поверхности. Но в голубых алмазах содержится бор, которого в мантии нет. Учёные из вашингтонского Института Карнеги, изучив 46 камней, поднятых из шахт в Танзании и ЮАР, разрешили эту загадку. Они установили, что голубые алмазы содержат микроскопические вкрапления других минералов, а также следы метана, серы и железа. Всё это указывает, на то, что камни сформировались внутри огромных «металлических рек», протекающих в глубинах мантии.

«В прошлом, историю формирования алмазов изучали по самым некачественным брильянтам. Два года назад мы показали, что наиболее дорогие и красивые камни родились внутри потоков металлических жидкостей в глубинных слоях мантии. Теперь мы знаем, что и голубые брильянты формируются на большой глубине», — прокомментировал результаты исследования один из его авторов Стивен Шири.

2. Маленький большой взрыв

С тех пор, как британский астроном Фред Хойл в 1949 году впервые употребил термин «Большой взрыв», ученые не оставляют попыток описать это судьбоносное для Вселенной событие и смоделировать его на практике, пусть и в уменьшенном масштабе. Недавно такую попытку предприняли физики Университета Мэриленда (США). Для создания аналога «праматерии» времён Большого взрыва, они использовали так называемый конденсат Бозе-Эйнштейна – необычную субстанцию, которая похожа на газ и жидкость одновременно. Облако концентрата сжали с помощью лазеров, после чего наблюдали за его расширением. Вещество вело себя как единый квантовый объект, что, по мнению ученых, свидетельствует об изначальной однородности Вселенной. Со временем внутри расширяющегося кольца из атомов натрия возникли колебания и зоны различной плотности, предсказанные современными космологическими моделями.

«Раскрытие секретов расширения Вселенной открывает дорогу для понимания ее сущности, - прокомментировала эксперимент физик Гретчен Кэмпбелл, - Меня удивило, как точно наши теоретические расчеты описывали то, что происходило в лаборатории. Мы даже не ожидали, что все пройдет настолько гладко».

3. Ген Шварценеггера

Ни изнурительные тренировки, ни усиленное белковое питание, ни даже модный спортивный костюм не помогут вам стать титаном бодибилдинга если у нас нет специального гена, отвечающего за рост мускулов. По крайней мере, так утверждают биологи Гарвардского университета. В своей лаборатории они изучили два вида мышей: «культуристов», быстро наращивающих мышечную массу, но обладающих низкой выносливостью, и «бегунов», способных легко пробегать большие дистанции, но не реагирующих на силовые упражнения. Оказалось, что эти подвиды отличаются наличием у «качков» особого гена JNK. Удалив его из ДНК, ученые быстро превратили этих хвостатых увальней в матёрых стайеров.

«Мы открыли цепочку генов, связанную с физическими упражнениями, которую раньше никто не изучал, - объяснила одна из авторов исследования Сара Лессар, - Она работает как своеобразный тумблер – если она «включена», то мускулы начинают расти. Если же ее отключить, то мускулы не увеличиваются в размерах, а становятся более выносливыми».

4. Незакрытый пуп Земли

За последние сто лет в легендарном Бермудском треугольнике (участке Атлантики между Флоридой, Пуэрто-Рико и Бермудским архипелагом) сгинуло около сотни кораблей. Впрочем, вполне возможно, что «бессилию науки перед тайною Бермуд» пришёл конец. Учёные из Университета Саутгемптона (Великобритания) решили проверить одну из распространённых версий аномалии, согласно которой морские суда погибают в этом районе под воздействием огромных «блуждающих волн», возникающих внезапно и обрушивающихся на корабли с высоты 30 метров. Они смоделировали такие волны-убийцы в лабораторном резервуаре и направили к ним уменьшенную копию американского корабля «Циклоп», бесследно исчезнувшего в Бермудском треугольнике в 1918 году. В результате эксперимента судно не выдержало давления, развалилось и затонуло.

«В этом районе мирового океана сходятся шторма с севера и юга, - объяснил свою версию загадки океанолог Саймон Боксалл, - В результате образуются смертельно опасные «блуждающие волны» - очень высокие и крутые».

5. Трепещи, Илон Маск

Заочное противостояние российских кулибиных с американской компанией Tesla, проходящее под лозунгом «А как тебе такое, Илон Маск?», в очередной раз обострилось в августе. На ежегодном форуме «Армия-2018» концерн «Калашников» представил электромобиль, по утверждению создателей призванный составить конкуренцию машинам Tesla. Концепт-кар CV-1, до боли напоминающий старый добрый ИЖ «Комби» (снят с производства в 1997 году), оснащён батареей мощностью 220 кВт, которая позволит ему преодолеть 350 километров до полной разрядки. В числе преимуществ новинки называется система модульного управления элементами питания, позволяющая достигать силы тока в 2000А и контролировать элементы в режиме реального времени. Когда прототип обретёт черты серийной модели и будет запущен в производство, в «Калашникове» не сообщили.

6. Туман на Юпитере

Через три года после того, как марсоход Curiosity обнаружил жидкую воду на поверхности Красной планеты, американские астрономы нашли живительную влагу на Юпитере. Для этого они с помощью двух наземных телескопов, расположенных на Гавайях, изучили спектр излучения крупнейшей планеты Солнечной системы. Из-за отсутствия у Юпитера твёрдой поверхности как таковой, реки на нём не текут. Зато в глубине так называемого Большого красного пятна – гигантского атмосферного вихря длиной 40 тысяч километров, - содержится внушительных размеров облако из водяного пара. Полученные данные ещё предстоит подтвердить с помощью технических средств станции «Юнона», вращающейся по юпитерианской орбите.

7. Голые и несмешные

Тот, кто хоть однажды видел голого землекопа (не соседа по даче, а грызуна), не забудет это зрелище никогда: лысый сморщенный зверёк с крошечными глазками, редкой щетиной, поросячьим носом и торчащими из-под этого пяточка непропорционально большими резцами. Словом, трудно вообразить более отвратительное создание. Так вот оказывается, что и социальная организация голых землекопов устроена столь же отвратительным по нашим человеческим меркам образом. Это следует из статьи, опубликованной группой японских учёных в статусном американском научном журнале PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences). Наблюдая на семейством в замкнутой лабораторной среде, исследователи установили, что за продолжение землекопьего рода в нём отвечает одна «альфа-самка». Остальных же землекопиц, не способных к деторождению, она заставляет ухаживать за своим потомством, скармливая им свои фекалии, в которых содержится половой гормон эстрадиол. Такие вот семейные скрепы.

8. Архикальмар

Современного горожанина кальмарами не напугать – баночками с этими головоногими моллюсками забиты полки супермаркетов. Однако, в живой природе кальмары не всегда выглядят столь же безобидно. В этом убедились братья Джек, Дэниел и Мэтью Аплины, водолазы-любители из Новой Зеландии. Занимаясь подводной рыбалкой близ Веллингтона, они вышли на берег, чтобы передохнуть, и наткнулись на тушу огромного кальмара размером с легковой автомобиль. Длина животного составила 4,2 метра. Не зная что делать с находкой, они связались со своим другом, работающим в NIWA – Национальном институте исследований воды и атмосферы Новой Зеландии, - и тот подключил к изучению уникального животного своих коллег. Ученые сразу определили вид моллюска – Архитеутис. Представители этого вида, достигающие нескольких десятков метров и обитающие на больших глубинах, с древности наводили ужас на мореплавателей. Сейчас сотрудники NIWA пытаются определить, что привело к гибели кальмара.

9. Глупость в большом городе

Китайско-американский коллектив учёных из Пекинского педагогического, Йельского и Пекинского государственного университетов изучил результаты тестирования 20 000 граждан КНР на уровень интеллектуального развития, проводившегося с 2010 по 2014 годы в разных регионах страны, и пришел к неутешительному выводу: чем грязнее воздух в городе, тем глупее его жители. При этом особенно сильный оглупляющий эффект неблагополучная экология оказывает на мужчин старше 64 лет с низким базовым уровнем образования. Сам механизм воздействия грязного воздуха на мозг учёным пока смоделировать не удалось, но они предполагают, что вредные углеродосодержащие выбросы разрушают так называемое белое вещество – ключевой компонент нервной системы, состоящий из пучков аксонов.

10. Сокровища Смутного времени

Археологическая экспедиция, развёрнутая Институтом археологии РАН в Павлово-Посадском районе Московской области, на месте будущего строительства скоростной автомагистрали Москва – Нижний Новгород – Казань, оказалась весьма удачной. В одном из крестьянских дворов давно заброшенного селища, существовавшего в тех местах со времён татаро-монгольского ига и до XIX века, учёные обнаружили клад, вероятно зарытый во времена Бориса Годунова, накануне Смутного Времени. В глиняной кубышке содержалось шесть сотен серебряных монет номиналом более 6 рублей. Сумма весьма внушительная для начала XVII века – на неё, к примеру, можно было купить добротный дом. Судя по размерам двора и остаткам каменного фундамента, хозяин клада был человеком зажиточным. Историки предполагают, что эти деньги он заработал, выгодно продав зерно в голодные 1601-1603 годы, а после зарыл их до лучших времён. Очевидно, воспользоваться богатством крестьянин так и не успел.