Онлайн-версия издания

Яндекс.Метрика

На старт! Внимание! МБИР!

В Волгодонском филиале «АЭМ-технологии» приступили к изготовлению корпуса самого мощного научного реактора в мире.

На старт! Внимание! МБИР!
Многоцелевой исследовательский реактор на быстрых нейтронах (МБИР), строящийся в Димитровграде на площадке НИИАР, станет новой ступенью в развитии экспериментальной базы отечественной атомной энергетики. Тепловая мощность реактора с натриевым теплоносителем составит 150 МВт. А уникальные характеристики МБИР позволят решать широкий спектр научных задач, причем делать это в 3–4 раза быстрее, чем сейчас, когда время исследования на стандартных реакторах занимает десятилетия.

Чемпион в легком весе

На Атоммаше дан старт производству нескольких крупных узлов МБИР. Детали будущего гиганта научного мира на станках сразу видно: уж очень исследовательский реактор размером отличается от привычных для филиала массивных изделий – толщина стенки МБИР всего 25–30 мм. И это одна из главных сложностей, которые предстоит преодолеть сотрудникам завода.

При диаметре 4 м и длине 12 м вес корпуса реактора МБИР всего 83 тонны. Для сравнения: корпус ВВЭР-1200 при схожих габаритах весит 330 тонн! Атоммашу, конечно, привычнее работать с «тяжеловесами», для которых, например, остаточное напряжение после механической обработки несущественно.

Все конструктивные технические решения, для того ­чтобы выдержать параметры при изготовлении тонкостенного реактора, уже приняты, детали прошли предварительную механическую обработку и готовы к сварочным работам. Специалисты, которые будут проводить сварку, прошли специальную аттестацию.

Все ходы записаны

«Реактор МБИР продемонстрирует высокий технологический уровень нашего предприятия, – отметил директор по производству Волгодонского филиала Виталий Шишов. – Изделие создается по принципиально новому проекту, и это ставит перед нами серьезные задачи: как в отношении качества оборудования, так и в части организации производственных операций. Уже на стадии подготовки производства специалисты Атоммаша выявили возможные технологические сложности и продумали их решение. Как, например, необходимость обеспечить минимальный зазор между днищами корпуса реактора и защитного кожуха».

Всего на базе Волгодонского филиала будет изготовлено 14 изделий для многоцелевого исследовательского реактора общим весом свыше 360 тонн. В том числе корпусные элементы и опорные конструкции. Самые большие ответственные узлы – это основной корпус реактора, поворотное устройство и корзина, которая чем-то похожа на традиционный для завода блок защитных труб корпуса реактора ВВЭР-1200. Эти изделия требуют тщательной мехобработки, сложных сварочных процессов, поэтому внимание сегодня сосредоточено именно на них.

я знаю на эту тему больше

© 2014 ОАО «Атомэнергомаш». Атомное и энергетическое машиностроение.
115184, г. Москва, Озерковская наб. д. 28, стр.3
Свои вопросы и предложения присылайте по адресу info@vestnik-aem.ru    "МедиаЛайн"