Онлайн-версия издания

Яндекс.Метрика

Россия Арктикой прирастет

Росатом назначат инфраструктурным оператором Северного морского пути, сообщил коллегам в ходе Дня информирования генеральный директор Госкорпорации Алексей Лихачев. Уже полвека развитие российской Арктики и Севморпути обеспечивают атомные ледоколы. Немалый вклад в освоение севера вносят предприятия Атомэнергомаша: конструируют и производят реакторные установки, продлевают жизнь атомным гигантам, способствуют первенству России сразу в нескольких отраслях.

Автор: Наталья Попова, Ирина Торохова

Россия Арктикой прирастет
23.jpgВладимир Путин, Президент Российской Федерации. Из послания Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 года:

«Ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь. К 2025 году его грузо­поток возрастет в 10 раз – до 80 млн тонн. Наша задача – сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией. Обратите внимание, в советское время активнее использовали, чем мы в предыдущее. Но мы нарастим и выйдем на новые рубежи. Здесь нет никаких сомнений.

Мы продолжим активную политику привлечения инвестиций, формирования центров социального и экономического роста на Дальнем Востоке. Будем создавать все условия, чтобы люди здесь жили комфортно, приезжали сюда, чтобы население дальневосточных регионов увеличивалось.

Уже запущен целый ряд масштабных индустриальных проектов в Арктике. Они отвечают самым строгим экологическим стандартам. Укрепляем научную, транспортную, навигационную, военную инфраструктуру, что позволит надежно обеспечить интересы России в этом стратегически важном ­регионе. Строим современные атомные ледоколы. Наш арктический флот был, остается и будет самым мощным в мире».

Untitled-2.jpgАлексей Лихачев, генеральный директор Госкорпорации «Росатом»: 

Северный морской путь – это сложнейшая система, инфраструктура торгового пути. Президент поддержал идею наделить Росатом функциями единого инфраструктурного оператора Севморпути. На 2018 год у нас появятся новые задачи в комплексном развитии. К 2030 году перевозки по СМП достигнут 100 млн тонн, из них 70 – на растущие рынки Юго-Восточной Азии. Перевезти такой объем грузов можно, только используя Севморпуть круглогодично. Мы разработали программу строительства целого флота новых ледоколов: пять универсальных, три из которых уже строятся, четыре неатомных ледокола и три ледокола класса «Лидер».

Untitled-3.jpg
Андрей Никипелов, генеральный директор АО «Атомэнергомаш»:

Атомэнергомаш вносит значительный вклад в развитие Севморпути, что возлагает на дивизион высокую ответственность. Сегодня мы полностью освоили внутри компании производство реакторных установок для ледокольного флота. А впереди – амбициозные задачи по проекту атомного ледокола «Лидер». Для него уже сегодня разрабатывается новая силовая установка РИТМ-400. И как только окончательное решение по строительству ледоколов нового класса будет принято, мы должны быть готовы запустить изготовление реакторного оборудования.

TASS_22756837.jpg

Ледокол «50 лет Победы». Лев Федосеев / ТАСС


Все установки для российских атомных ледоколов, начиная с легендарного «Ленина», введенного в строй в 1959 году, спроектированы в ниже­городском ОКБМ Африкантов: всего 20 установок для девяти ледоколов и одного лихтеровоза. Юрий Панов, советник генерального директора – генерального конструктора ОКБМ Африкантов, в недавнем прошлом был главным конструктором реак­торных установок. Он непосредственно участвовал в со­здании реакторных установок второго и третьего поколения для ­надводных ­кораблей ВМФ и гражданских судов, в том числе атомных ледоколов. «Времени было мало, аналогичного опыта не было вовсе – война недавно закончилась... Мы работали по-военному: быстро и не считаясь со временем, – рассказывал Юрий Кириллович в 2015 году в интервью «Комсомольской правде». – Работа была интересная. Были дни, когда мы ночевали на рабочих местах, не вылезали с заводов-­изготовителей, буквально на месте доводя изделия до ума, затем шли испытания. Реакторные установки получились ­надежными и качест­венными, служили не один срок, потому что правильная была «закваска» у всего коллектива».

Все оборудование проектировалось и изго­­тавливалось с большим запасом прочности и эксплуатационным ресурсом, однако сегодня срок жизни действующих атомных ледоколов подходит к концу. Скоро их заменят универсальные ледоколы нового поколения, пока же, ­чтобы продержаться до ввода в строй новых сверхмощных гигантов, Атомфлот продлевает ресурс действующих ядерных энергетических установок. И здесь опять главная роль отводится конструкторам ОКБМ Африкантов. Так, в 2017 году ресурс РУ атомных ледоколов «Вайгач» и «Таймыр» увеличен до 200 тысяч часов – атомо­ходы проработают еще пять лет. 

Параллельно вовсю идет строительство суперсовременных универсальных ­атомных ледоколов проекта 22220 – «­Арктика», «Сибирь», «Урал».

С привязкой к местности

Пока есть два типа ледоколов: на глубоководных участках караваны судов проводят сквозь льды линейные ледоколы типа «Арктика», на мелководных – ледоколы с ограниченной осадкой типа «Таймыр». Для того чтобы завезти грузы жителям северных поселков, контейнеры с тяжелого ледокола перегружаются на более легкий либо на лихтеровоз. Легкое судно с «атомным двигателем» заходит в реки и выгружает жизненно важные припасы: одежду, продукты, медикаменты, топливо и многое другое – на сушу. Процесс перегрузки долгий и, как следствие, дорогой. Выход есть – сделать ледокол универсальным, двуосадочным, чтобы он смог работать и на глубоко­водных, и на мелководных участках. Для таких ледоколов в ОКБМ Африкантов создали реакторы нового поколения типа РИТМ.

Строительство универсальных атомных ледоколов проекта 22220: «Арктика», «Сибирь», «Урал» – в разгаре. Эти корабли уникальны. У них есть балластные цистерны, которые, заполняясь, меняют осадку корабля с 8,5 до 10,5 м – в зависимости от того, что ледоколу на данном этапе важнее: мореходность и вес либо способность передвигаться по мелководью. Вырастет и мощность новых ледоколов – до 60 МВт при водоизмещении 33 600/24 800 тонн.

Легче и компактнее

На судне важен каждый сэконом­ленный кубометр пространства – значит, новая реакторная установка РИТМ-200 должна быть компактной. И легкой, ведь необходимо сделать ледокол двухосадочным. Команда ОКБМ Африкантов предложила инновационную РУ с интегральной компоновкой. Вот простое сравнение: вещи в ящике письменного стола можно просто сложить, а можно разместить компактно, использовав каждый сантиметр, миллиметр пространства. Вот и в проекте РИТМ-200 за основу взят ­парогенерирующий блок (ПГБ) интегрированного типа с активной зоной, с увеличенным энергоресурсом, кассеты парогенератора расположены ­внутри корпуса, а центральные насосы первого контура – в отдельных выносных гидрокамерах.
Untitled-4.jpg
Юрий Фадеев, главный конструктор ОКБМ Африкантов:

Важнейшие преимущества РУ РИТМ-200 –  компактность и экономичность. Она имеет уникальную интегральную компоновку, где основное оборудование размещается прямо внутри корпуса блока. За счет этого установка получилась в 2 раза легче, в 1,5 раза компактнее и на 25 МВт мощнее реакторных установок типа КЛТ – тех, что работают на действующих ледоколах. Ее тепловая мощность – 175 МВт. Компактность установки позволит сократить строительные объемы и капитальную стоимость сооружения ледоколов.

И с ускорением

Предприятия Атомэнергомаша обеспечивают полную производственную цепочку создания РИТМ-200. ОКБМ Африкантов – проектировщик и комплектный поставщик, изготовитель ряда важных элементов (блока труб и устройств, шахты внутрикорпусной, крышки реактора, комплекта кассет парогенератора и др.). Финальную сборку и отгрузку РИТМов обеспечивает ЗиО-Подольск. 

С 2013 года подольчане накопили богатый опыт производства ядерных энергетических установок, в том числе и судовых. Технический, научный и кадровый потенциал предприятия позволял взяться за столь амбициозную задачу. 

Разрабатывались технологические процессы, за счет инвестпрограммы приобреталось новое оборудование, модернизировался станочный парк. В частности, был установлен новый горизонтально-­расточной станок с ЧПУ Skoda HCW 3–225NT, изготовленный по техническому заданию завода. Мощно обновилось сварочно-наплавочное оборудование – его стало в три раза больше плюс добавились автоматические наплавочные сварочные установки с подогревом и новая автоматическая печь для термообработки деталей реактора. 

_MG_0726BRGN_sk.jpg

Корпус реактора отправляется на гидравлические испытания и контрольную сборку


Конструкторам пришлось разработать дополнительные чертежи на наиболее сложные узлы оборудования с разбивкой на этапы изготовления. Были разработаны чертежи и для проведения гидравлических испытаний и контрольной сборки, транспортные чертежи для погрузки на железно­дорожный транспортер корпуса реактора, внутрикорпусной шахты и блока труб и устройств. Пока шло изготовление головного образца, конструкторы сформировали оперативные решения и переделали конструкторскую документацию для первой серийной партии, что позволило изготавливать некоторые узлы не последовательно, а параллельно. Такое решение также уменьшило сроки производства.

Специалисты завода освоили несколько уникальных технологий: алитирование и алюминизацию на предельных толщинах покрытия, использовали метод управляе­мой сварки в процессе приварки гидрокамер к корпусу реактора в неповоротном положении, что привело к 100%-ному ­качеству сварных соединений. На каждом этапе стремились сократить время протекания процессов, как следствие – сроки изготовления конечного продукта. 

Реакторы для «Сибири» были изготовлены в рекордные ­сроки – на 5 месяцев меньше, чем два первых, для «Арктики». Новая цель – еще на 20 дней ускорить производство оборудования для атомохода «Урал».

0996BRGN_sk.jpgАлексей Стрюков, директор по производству ПАО «ЗиО-Подольск»:

При изготовлении первого реактора для первого серийного ледокола «Сибирь» мы внедрили прогрессивную технологию механической обработки разгрузочных пазов (узкопрофильных кольцевых канавок) в патрубке приварки кассет парогенераторов. Начальник научно-технического центра проблемной технологии Виктор Винников разработал новый инструмент для сверления отверстий – кольцевое трепанирующее сверло, которое изготовили здесь же, на заводе. В итоге цикл производства узкопрофильных кольцевых канавок сократился в 4 раза. При изготовлении гидрокамер применили автоматическую сварку антикоррозионной ленты внутри колен и патрубков на 40% поверхности, а раньше везде наплавляли вручную. Также стали использовать электроды диаметром 5 мм вместо 4 мм, и в результате производство комплекта из четырех штук ускорилось с 220 до 144 дней. 

Судостроение

я знаю на эту тему больше

© 2014 ОАО «Атомэнергомаш». Атомное и энергетическое машиностроение.
115184, г. Москва, Озерковская наб. д. 28, стр.3
Свои вопросы и предложения присылайте по адресу info@vestnik-aem.ru    "МедиаЛайн"