Онлайн-версия издания

Яндекс.Метрика

«Наутилус» и его «дети»

190 лет назад, 8 февраля 1828 года, родился писатель-фантаст Жюль Верн. В своих книгах он предсказал десятки технических изобретений, немыслимых для XIX века, но ставших реальностью десятилетия спустя. Одно из них – легендарная подводная лодка «Наутилус».

«Наутилус» и его «дети»

Книгу «20 000 лье под водой» неоднократно экранизировали. Так выглядел «Наутилус» по мнению студии Disney 1954 года

Подводные сны Жюля Верна

Впервые широкая публика ­узнала про «Наутилус» в 1870 году, когда вышел роман «20 000 лье под водой» (позже корабль еще появляется в романе «Таинственный остров»). В романе подробно описан внешний вид и внутреннее устройство корабля, его небывалые технические характеристики. Так, за семь месяцев он покрыл расстояние в 20 000 лье (около 111 000 км), что в два с лишним раза больше длины экватора, опустился на дно океана, а затем сумел выбраться из сильного водоворота. 

На чем же работает энергоустановка «Наутилуса»? Все двигатели на корабле – электрические, источником электроэнергии являются сверхмощные натриевые батареи. Вот как объясняет технологию сам капитан Немо: «Вам известен состав морской воды. На тысячу граммов приходится девяносто шесть с половиной процентов чистой воды, два и две трети процента хлористого натрия; далее в небольшом количестве хлористый магний и хлористый кальций, бромистый магний, сернокислый магний, сульфат и углекальциевая соль. Вы видите, что хлористый натрий содержится в морской воде в значительном количестве. Вот этот-то натрий я выделяю из морской воды и питаю им свои элементы».

Реальные воплощения

Строго говоря, энергоустановка на основе натриевых батарей, описанная Верном, так никогда и не была реализована на практике. Виной тому низкая эффективность натриевых акку­муляторов. Однако уже через 16 лет после публикации романа, в 1886 году в Британии спустили на воду первую в мире подлодку с электрическим мотором. ­Несмотря на жюль-верновское название – Nautilus, корабль ­по своим ­характеристикам был не в пример слабее выдуманного «Наутилуса». Скорость – 6 узлов против 50, глубина погружения – 15 метров против 16 000. Да и государственные испытания реальный Nautilus провалил из-за низких мореходных качеств и недостаточной дальности хода. Первой в истории дизель-электрической подлодкой, вставшей на вооружение и положившей начало новому классу судов, стала построенная в 1908 году в России субмарина «Минога».

Капитану Немо и не снилось

Сегодняшние подлодки, конечно, ни в какое сравнение не идут с мифическим кораблем, придуманным Жюлем Верном. Современные подлодки оснащены атомными реакторными установками. В России все они разработаны и изготовлены ОКБМ Африкантов, которое еще в 1954 году участвовало в создании первой РУ для АПЛ. Сейчас конструкторы предприятия работают над проектами РУ 4-го поколения, самые современные из которых – «Борей-А» и «Ясень-М». Всего же на счету ОКБМ – более 460 реакторов для подлодок и надводных кораблей, вместе наработавших более 10 000 реакторо-лет. 

я знаю на эту тему больше

© 2014 ОАО «Атомэнергомаш». Атомное и энергетическое машиностроение.
115184, г. Москва, Озерковская наб. д. 28, стр.3
Свои вопросы и предложения присылайте по адресу info@vestnik-aem.ru    "МедиаЛайн"